Украина. Зависла над потоками

На модерации Отложенный

Сегодня, 16 сентября 2011 года, президент Украины Виктор Янукович, выступая на 8-й конференции «Ялтинская европейская стратегия» (YES) «Украина и мир: общие вызовы, общее будущее», задал главный вопрос украинского мейнстрима: «Украина – именно среди тех стран, которые выразили сегодня намерение выйти из кризиса обновленными и сильными. Поддержат ли эти усилия наши партнеры, как говорится, не на словах, а на деле? Смирятся ли Запад и Восток с фактом появления сильного игрока в центре Евро-Азиатского континента?». Вопрос, конечно, интересный…

…Особенно с учетом того, что на это же время или чуть позже в Сочи представители «Газпрома» в присутствии премьер-министра России Владимира Путина планируют подписать юридически обязывающее соглашение с акционерами-участниками проекта «Южный поток» (это такая «труба» для газа в обход Украины) – итальянской компанией ENI, французской компаний EDF и немецкой компанией Wintershall – об их вхождении в проект и гарантированном запуске задуманного объекта.

Как бы упреждая это событие, Янукович опять же в Ялте предложил строить «Юный поток» не по дну Черного моря, как планируется, а по суше – по южным областям Украины, что значительно дешевле. А посему действительно выглядит логичнее в современном мире, погрязшем одновременно в кризисе долгов и в бумажных, ничем не обеспеченных деньгах. Президент Украины же заявил, что строительство «Южного» по черноморскому дну встанет акционерам в 25 млрд. долл., а по Украине – в пять раз меньше.

В «Газпроме» над этим предложением уже успели посмеяться. Они, во-первых, рассчитывают, что общая стоимость проекта составит 15,5 млрд. евро. Не 25 «ярдов», конечно, но тоже немало. Во-вторых, «Южный поток» в будущем и «Северный поток» по дну Балтики, который уже заработал, – это, кроме транспортировки газа, еще и политика. Причем большая. А на эти цели Россия сейчас предпочитает не скупиться. «Южный» и «Северный» потоки должны будут окончательно «приручить» Украину, так как в значительной мере лишат ее транзитных преимуществ, очень оскудят поступления в госбюжет и фактически сделают ненужной и России, и Евросоюзу.

И что самое противное для официального Киева – это вполне осязаемая, реальная и недалекая перспектива. «Северный поток» как уже было сказано, работает. «Южный» отстает от графика года на полтора, но россияне планируют первую нитку мощностью около 16 млрд. кубометров газа ввести в эксплуатацию в конце 2015 года. А полностью его соорудить к 2018 году и выйти на 63 млрд. кубометров прокачки в год. То есть как раз к концу второй президентской каденции Виктора Януковича, которую ему уже отмеряли его соратники, уверенные, что он «пришел на 10 лет»…

Но беда-то Януковича в том, что его политическое настоящее может закончиться уже в 2015 году, если он не сможет более-менее успешно разрулить сегодняшнюю газово-политическую и даже геополитическую ситуацию, в которой оказалась его страна. Украина то есть.


Ситуация действительно похожа на аховую, крайне неблагоприятную. С одной стороны, Украина как бы зависла в неопределенности над чисто конкретными потоками – «трубами» по дну Балтики и Черного моря, которые делают бесполезной ее огромную территорию, донельзя напичканную работающими сегодня на Европу и Россию «трубами». То есть пресловутой украинской ГТС – газотранспортной системой, доставшейся Киеву в наследство от СССР. Россию (добытчика газа) и ЕС (потребителя углеводородов) и Украину (транзитера сырья) все устраивало еще лет 7 назад. Россия качала газ, Европа его «пожирала», а Украина доставлял «хавчик», по-тихому, но безбожно время от времени подворовывая и себе «газку».

Все изменилось, когда в дело вмешалась геополитика. То есть когда в России пришли к власти прагматики, которые решили либо «собирать земли» под свое геополитическое крыло и платить за это преференциями в пользовании своим сырьем, либо выбивать из не слушающихся Москву «земель» полновесные деньги за свое сырье и таким образом ставить их на колени, добиваясь уже не политических, а чисто экономических уступок, выгодных «Газпрому», а значит, и России. И, что самое паскудное, только тупые патриоты на указанных «землях» могут тупо же критиковать Москву за такую политику. Россия защищает свои интересы так, как их видит. И ее не критиковать надо, а уметь договариваться. А это-то и проблема…

Короче, Беларусь – пример такой «прагматичной» политики России. Уж на что в Минске потакали Москве, гордились сюзническими отношениями с ней, но когда не захотели добром отдавать свою «трубу» «Газпрому», их поставили на колени, практически разорили и таки выбили белорусскую ГТС себе. Теперь у Москвы в этом направлении голова болит меньше…

Зато цитрамон понадобился на украинском направлении, когда в 2004 году к власти в Киеве пришли «оранжевые» и прочие «цветные», которые однозначно заявили, что поведут Украину в Европу. Но при этом начали в подтверждение своим планам глупить по-черному – разрывать газовые контракты. Разорвали и… сами приблизили свое падение на колени. Во-первых, немедленно случилась «газовая война» 2009 года, результатом которой стали газовые контракты, обдирающие украинскую экономику, как липку. Во-вторых, Москва максимально откровенно обнажила свой главный принцип отношений с бывшей «сестрой» – «больше за больше». То есть если хотите скидки в цене, сказали в Москве, то платите. Либо по рыночным ценам, имуществом и объектами, переданными российскому бизнесу, за газ, либо геополитическими уступками – откажитесь от ускоренной евроинтеграции в ущерб России.


С приходом к власти новых «цветных» – «бело-голубых» – в Киеве появилась надежда, что ситуация рассосется. В апреле 2010 года был даже сделан шаг к этому – в Харькове были подписаны новые газовые соглашения, ослабляющие удавку договоров 2009 года. В обмен на продление аренды крымских объектов под Черноморский флот России еще на 25 лет. То есть Украина получала экономические преференции, а Россия – военно-политические и геополитические уступки, гарантированные документами.

Но как только и «бело-голубой» президент Янукович подтвердил, что Украина движется в Евросоюз, а не в Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, и готова подписать соглашение об ассоциации с ЕС, о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ним и об облегчении визового режима, Москва вновь заговорила на уже привычном языке – напомнила о «больше за больше». И попала в самое яблочко – с последнего квартала текущего года цена на российский газ для Украины может возрасти до 500 долл. за 1000 куб. м. Глава «Газпрома» Алексей Миллер об этом так и сказал: «Если поставить в формулу цены показатели порядка расчета цен на нефтепродукты, в том числе, по форвардным сделкам, то можно говорить в высшей степени уверенности, что цена на газ по долгосрочным контрактам в 4 квартале 2011 года может выйти $500 за тысячу кубометров. Это вызывает беспокойство потребителей Украины».

Еще бы не «вызвало беспокойство»: для многих предприятий это кранты, остановка производства в перспективе. Несмотря на то, что глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко заявлял, что, согласно формуле, цена на российский газ для Украины в 4 квартале 2011 года составит 347 долл. за тыс. куб. м. Но в 1 квартале цена импортного газа для Украины составляла около 264 долл. за тыс. куб. м. Как говорится, почувствуйте разницу.

Янукович лихорадочно ищет выход из ситуации, но он, выход, пока мутен, как глаза наркомана без дозы. Скоро в такой же ситуации может оказаться и Украина, крепко подсаженная за прежние годы на «иглу» дешевого газа из России…

Параллельные высказывания Януковича в Ялте и формализация «Южного потока» в Сочи – это, возможно, элементарное временное совпадение. Но, по сути, оно раскрывает другую сторону возникших проблем – геополитическую, над которой Киев тоже завис. Во все той же неопределенности: куда двигаться и в какой стороне его ждут выгоды, а в какой – потери?

Пока все шаги Украины по выходу из надвигающегося коллапса выглядят неубедительно. Ни для России, ни – это самое паскудное – для Европы, куда Украина так стремится. Чтобы выторговать (выбить?) себе скидки на газ, Киев:

- инициировал судебный процесс над экс-премьером Юлией Тимошенко, заставившей подписать в 2009 году невыгодные соглашения.

Мол, аннулируем эти соглашения как незаконные, Россия вынуждена будет пойти на уступки. Не пойдет – подадим в международные суды. Не проканало. Россия к любому суду готова, и у нее в Европе, живущей на ее газе, могут найтись весьма весомые аргументы в свою пользу. Не поддержал процесс и Запад, обвинив украинскую власть в стремлении уничтожить в лице Тимошенко политическую оппозицию;

- решил упразднить НАК «Нефтегаз Украины» как сторону, поставившую подпись под газовыми соглашениями 2009 года. Опять не то! Никто, ни в России, ни на Западе, не согласится с тем, что реорганизация хозяйствующего субъекта означает утрату новым реорганизованным субъектом права преемственности в части выполнения подписанных договоров. Киеву так и сказали: мол, ты хоть черта лысого организовывай на месте «Нефтегаза», но договора он должен выполнять;

- думает существенно сократить потребление российского газа и на 2012 год уже подал заявку на закупку всего 27 млрд. куб. м. Это на треть меньше, чем планируется потребить в году текущем (почти 40 млрд. куб. м). В 2010 году «Нефтегаз» закупил у «Газпрома» 36,5 млрд. куб. м газа на $9,4 млрд. В первой половине 2011 года страна уже купила около 27 млрд. куб. м топлива за $7,5 млрд., но планирует снизить закупки во второй половине года, когда цена на топливо вырастет на треть;

- угрожает вообще разобрать ГТС на металлолом, если она никому не нужна и никто не заинтересован вкладывать в нее деньги. Это, как вы понимаете, похоже на бред. «Труба» еще долго будет приносить деньги в украинскую казну, даже если Украину опутать целой сетью новых обходных газопроводов;

- предлагает строить «Южный поток» по своей территории, но это тоже утопия, пока не будут выполнены геополитические требования Москвы. К тому же это пока новая инициатива, ее еще не «перетерли» основательно. Но зачем России строить свои стратегические объекты в «ненадежной» Украине?

Есть в загашнике Украины, правда, и другие стратегические и тактические задумки. Но они все требуют либо времени для реализации, либо умения убеждать визави на переговорах. К таким задумкам, например, относятся:

- планы Киева по существенному сокращению газа для нужд экономики вообще, благодаря увеличению добычи собственного газа и внедрению энергосберегающих технологий. Премьер Николай Азаров уже анонсировал, что Украина за 5 лет планирует в 3 раза сократить импорт российского газа. К 2017 году страна планирует закупать у России всего 12 млрд. куб. м газа. И думает это сделать именно за счет увеличения собственной добычи природного газа, развития альтернативной энергетики (включая нетрадиционные газы), использования энергосберегающих технологий и вообще замены чужого газа своим же углем;


- попытки вернуться к идее уже похороненного в болтовне и ничегонеделании газотранспортного консорциума (ГТК) с участием российских и европейских акционеров. Янукович в ходе конференции в Ялте заявил, что вопрос модернизации ГТС будет решен в ближайшее время. «Мы этот вопрос не снимаем, а наоборот привлекаем к нему внимание – этот вопрос очень актуальный и найдет скорое решение. …Я уверен, что мы объединим интерес потребителей Европы и, безусловно, России, которая является стратегическим поставщиком энергоносителей. Но и Украина также заинтересована в этом вопросе, и мы будем предлагать цивилизованный взаимовыгодный подход, который будет иметь большую перспективу», – сказал он;

- запланированный на будущую неделю (предварительно на 24 сентября) внеплановый визит Януковича в Москву для встречи с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Газете «Коммерсант-Украина» источники в Министерстве иностранных дел РФ и в Администрации президента Украины сообщили, что президенты будут говорить в основном о газе, но затронут и вопросы интеграции, а именно перспективы членства Киева в Таможенном союзе.

У всех этих планов тоже есть серьезные преграды. И дело даже не в том, что газовые вопросы в России, как утверждают все единогласно, решает не президент Медведев, а премьер Владимир Путин. Это их внутреннее дело. Важно другое – Москва не собирается уступать Киеву экономически без ответных уступок геополитических. Упомянутый источник «Коммерсанта-Украина» с российской стороны заметил, что его страну «не раздражают планы Киева подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, но не хотелось бы, чтобы это было в ущерб интеграции с Россией». И что возможны любые формы интеграции Киева в Таможенный союз, кроме полного присоединения, собеседник газеты отверг. «Формула «3+1» для нас неприемлема», – заявил он. А «3+1» – это пока максимум, на который согласен Киев. Его манит намеченное на декабрь подписание соглашения об ассоциации с ЕС и о ЗСТ с ним же...

Ситуация выглядит неразрешимой еще и по таким соображениям. И ЕС, и ТС – это для Украины потеря государственного суверенитета. Прежде всего, в экономике. Оба таможенных союза потребуют от Украины открытия ее рынков для своих товаров и свободной конкуренции. Для Украины это чревато «убийством» части отечественных производителей в сельском хозяйстве, легкой промышленности, перерабатывающих отраслях и т.д.


Но есть и политические «засады» по разным векторам. Вслед за ТС Россия, занятая расширением «Русского мира», может потребовать и каких-то интеграционных шагов, гуманитарных уступок в части защиты прав русскоязычных украинцев, русской культуры в Украине, прав Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Не зря же критики «Русского мира» утверждают, что это проект возрождения все той же Российской империи, но в измененном, осовремененном виде…

Но и Запад, конкретнее, ЕС не гарантирует невмешательства во внутриполитические дела Украины. Более того, он уже вмешивается и требует от Киева не просто отпустить сидящую в СИЗО Тимошенко, но и гарантировать ее участие в парламентских выборах будущего года. Чтобы, значит, иметь в украинской элите «своего человека», обязанного за «освобождение», а потом, не исключено, и привести его к власти. Для пущей «необратимости в евроинтеграционных устремлениях», так это, кажется, сейчас называется…

Короче, все будет зависеть от умения договариваться и отстаивать интересы страны. Янукович, кажется, уже понимает всю тяжесть ситуации для Украины. Он в той же Ялте заявил: «Кардинальные изменения в балансе ведущих центров влияния на международной арене требуют действительно переосмысления перспектив развития Украины и поиска ею своего места в мировом сообществе… Ресурсные войны, ограничения в доступе к инвестиционным центрам и передовым технологиям, политический лоббизм чисто торговых интересов существенно влияют на проведение успешных национальных политик стран, которые в условиях кризиса пытаются провести реформы и модернизировать свое общество».

А о визите в Москву сказал: «Мы надеемся, что тот диалог, который идет сегодня между хозяйствующими субъектами, – это нормальный диалог, и мы найдем общий язык. Украина и Россия были, есть и остаются стратегическими партнерами. И те горячие головы, которые сегодня – на эмоциях – делают разные прогнозы (относительно возможности конфликтов. – Авт.), я хочу их предостеречь: у Украины есть национальные интересы, и мы будем их отстаивать».

…И тут хочется только напомнить слова еще одного украинского президента – Леонида Кучмы, который тоже не только говорил о защите национальных интересов, но, благодаря успешной политике многовекторности, начал превращать Украину в регионального лидера Восточной Европы. Но как начал хорошо, так плохо и закончил. Его сместили, как он утверждает, в результате спецоперации «с использованием сложных технологий (и цифровых, и подрывных)». «Потому что одинаково заинтересованными в ней могли быть и внешние, и внутренние силы. Первые – в ослаблении сильного субрегионального игрока Украина, вторые – в устранении усилившегося президента и в дестабилизации страны, впервые за многие годы «становившейся на крыло». В стабильной стране захватить власть труднее. …Урок для нынешней власти, для государства должен быть один: не расслабляться. …Появятся новые мельниченки, придумают новые «Кольчуги». Попытки игры на ослабление страны еще точно будут. Потому что Украина – уже величина. Ее независимость – уже геополитическая ценность. А она, как все ценное, стоит дорого», – сказал Леонид Данилович…

…Вот бы все к нему прислушались на фоне призывов к новому «Майдану»…