России и Канаде стоит помириться в Арктике
На модерации
Отложенный
Карта природных ресурсов Канады занимает почётное место в офисе председателя Комитета старших должностных лиц Арктического совета, посла по особым поручениям МИД России Антона Васильева в небоскрёбе сталинской эпохи российского Министерства иностранных дел.
Имеющая своим центром географический Северный полюс, карта показывает, каким образом Россия и Канада доминируют в арктическом регионе. Между ними, двумя крупнейшими странами на Земле, расположено три четверти побережья Северного Ледовитого океана.
Обе страны заявляют о своих правах на проливы между своими арктическими островами и северными берегами, как на «внутренние воды», где иностранным судам требуется разрешение на проход. Их претензии встретили возражения со стороны Соединённых Штатов, которые настаивают на статусе Северного морского пути и Северо-Западного прохода как «международных проливов».
Россия и Канада никогда не предъявляли друг другу претензии, но, явно, и не поддерживали друг друга. Вместо этого они всегда полагались на способность толстых, прочных льдов держать иностранные суда на расстоянии.
Теперь изменение климата открывает Северный морской путь и Северо-Западный проход для судоходства. В этом году два немецких грузовых судна прошли вдоль российского побережья, а 17 судов – транзитом по Северо-Западному проходу. Рост морских перевозок увеличивает риск разливов нефти, контрабанды и возможности столкновения с юридическими претензиями одной или обеих стран.
В этих условиях Россия и Канада должны укрепить свои позиции путём признания взаимных суверенных притязаний.
В то же время Россия прилагает все усилия, чтобы обеспечить ледокольное и навигационное сопровождение, порты вынужденного захода и поисково-спасательные мероприятия на Северном морском пути. Обе страны признают, что судоходство может принести экономические выгоды и что предложение услуг иностранным судам послужит стимулом для запроса ими разрешения (на проход – прим. пер.).
Канаде, которая на десятилетия отстаёт от России по развитию северной инфраструктуры, тоже необходимо повысить свои усилия по Северо-Западному проходу.
Обе страны в 1982 году ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительные права на ресурсы континентального шельфа до 200 морских миль от берега, и, в зависимости от формы и отложений на морском дне, иногда и дальше. Обе страны собирали научные доказательства, необходимые для расширения претензий. Благодаря Конвенции, а также протяжённости побережья, обе страны обеспечат неоспоримый контроль над обширными пространствами морского дна и потенциальными триллионами долларов от добычи нефти и газа.
Однако, вполне возможно, что их требования пересекутся на хребте Ломоносова, подводной горной цепи, которая делит пополам Северный Ледовитый океан. Российские и канадские дипломаты обсуждали, как оказать поддержку притязаниям друг друга и разрешить возможное их пересечение.
Первый очевидный шаг заключается в обмене научными данными о форме и отложениях дна океанов.
Общие данные могут быть использованы для переговоров о морской границе, которая затем будет рассматриваться в согласованной части представления обеих стран в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, органа, который рассматривает заявки по расширению морского дна.
Такой подход позволил бы повысить шансы на представление своевременных утверждений и избегать трений, что иногда случается, когда вопрос о границах остаётся нерешённым. Льготы, которые даёт конвенция ООН, объясняют, почему обе страны выступают против предложений о новых всеобъемлющих соглашениях по Арктике по образцу Договора об Антарктике. Тем не менее, необходимы несколько новых, более чётко сформулированных договоров.
В 1982 году российские и канадские дипломаты объединились, чтобы гарантировать, что Конвенция ООН обеспечивает увеличенные права на предотвращение загрязнения территории прибрежных государств в покрытых льдами водах в пределах 200 миль от берега. Сейчас самое время, чтобы провести переговоры по соглашению, обеспечивающему более эффективную защиту в районах за пределами этой линии.
Это также время для переговоров о соглашении по поисковым и спасательным мероприятиям. При том, что сотни круизных судов и тысячи коммерческих авиалайнеров пересекают Арктику каждый год, крупные аварии неизбежны. Когда это произойдёт, сотни жизней будут зависеть от информации и ресурсов, развёрнутых без учёта международных границ или национальной гордости.
Для плодотворного сотрудничества политикам предстоит сопротивляться соблазну громких заявлений, предлагаемых темой суверенитета Арктики. В 2007 году, в ходе избирательной кампании в России, Артур Чилингаров возглавил миссию по установлению российского флага на дне океана на Северном полюсе. Российский министр иностранных дел затем отстранился от этого ритуала, как от «рекламного трюка», который не был одобрен в Кремле.
В феврале премьер-министр Канады Стивен Харпер обвинил Россию в том, что она направила дальние бомбардировщики в канадское воздушное пространство. На самом деле, самолёты оставались над морем, заранее уведомив ПРО (НОРАД) о выполнении полётов – в соответствии с долгосрочным соглашением между Россией и Соединёнными Штатами.
Осуществление совместных операций не обязательно влечёт за собой попутный ветер. В последние годы Россия нарушает права человека в Чечне, вторглась в Грузию и прекратила поставки газа в Беларусь и Украину в разгар зимы. Но совместное участие может принести взаимные выгоды, а иногда и помочь изменить подходы, которые используют страны. По тем же причинам, что мы торгуем с Китаем, мы должны работать и с Россией – по очевидным, неотложным вопросам, представляющим взаимный интерес.
Майкл Байерс является автором книги «Кому принадлежит Арктика?» Руководитель проекта ArcticNet, финансируемого из федерального бюджета консорциума учёных из 27 канадских университетов и пяти федеральных ведомств.
Комментарии