Инстинкт самосохранения и справедливость

На модерации Отложенный

Люди болезненно реагируют на несправедливость. Справедливость — это ключевое требование людей и основа функционирования многих обществ. Провал элит угрожает в долгосрочной перспективе единству нашего общества», — заявил недавно на экономической конференции в Линдау президент ФРГ Кристиан Вульф. С этим тезисом невозможно спорить. Люди могут терпеть какой-то уровень несправедливости, но, когда она становится вопиющей и постоянной, рано или поздно их терпению приходит конец.

Казалось бы, эта простая мысль должна быть понятна национальным и международным элитам. По крайней мере, бо́льшая часть XX века прошла под знаком такого понимания. Элиты всерьез занимались трудностями, которые испытывали народы. Но ближе к рубежу нового века с элитами что-то произошло, словно у них отключился мощный инстинкт самосохранения. И мировая система пошла вразнос.

Конечно, отчасти это связано с распадом СССР — внешняя угроза исчезла, и витрина западного потребительского рая оказалась уже не столь нужна. Но лишь отчасти, потому что и сам распад Советского Союза во многом был связан с тем самым процессом «порчи элит». Он не запустил процесс, а лишь придал ему новое ускорение.

Сегодня мир подошел к грани, за которой следование прежним курсом чревато крахом миросистемы. Массовые рынки и демократические политические системы слишком тонко связаны с некими границами дозволенной несправедливости. При выходе за них экономика и демократия начинают рассыпаться. И это вовсе не идет на пользу самим элитам. Что ни говори, а жить в системе относительного политического и экономического равенства комфортнее, нежели выходить в какие-то «закритические режимы». Не слишком это приятно — жить в подчеркнуто несправедливом обществе: риски велики для всех, а для представителей элит они, возможно, даже более драматичны. Слишком многое можно потерять, слишком неприятным может оказаться падение.

Поэтому наиболее ответственные представители высших кругов — а немецкий политический класс в массе своей безусловно относится к этому типу — начинают думать и говорить о новом мировом экономическом и политическом порядке. Об этом говорили на конференции в Линдау, об этом будут говорить на этой неделе на Мировом политическом форуме в Ярославле. В этом форуме должна была принять участие и канцлер Германии Ангела Меркель, однако шквал критики, который обрушился на нее и со стороны конкурирующих партий, и изнутри ХДС, заставил ее отказаться от приезда в Россию. И это лишний раз подчеркивает остроту проблем. Пусть причиной стал конкретный повод — недовольство немецких политиков курсом Меркель, который, по мнению многих, слишком «прогермански эгоистичен» (простой немецкий избиратель не хочет и дальше платить за хорошую жизнь греков и ирландцев), а потому разрушает здание единой Европы. Но ясно же, что проблема более фундаментальна.

Об этом, в частности, свидетельствуют дискуссии, которые ведут сегодня экономисты и политологи. В эту подборку материалов включены интервью с тремя лауреатами Нобелевской премии по экономике. Они показательно остры и полемичны. Надо искать выход — и политкорректность легко откинута в сторону.

Каков может быть этот выход? Ответа на этот вопрос сегодня нет ни у кого. И Россия может внести свой вклад в его поиски. Наш исторический опыт позволяет смотреть на проблему шире и гораздо более свободно, чем где бы то ни было. Нас меньше сковывают рамки условностей. И для нас поиски новой модели развития, пожалуй, более насущны, чем даже для европейцев. Сегодня это имеет для нас жизненно важное значение. Но, чтобы найти эту новую модель, нам нужно научиться более эффективно взаимодействовать между собой, учиться находить взаимоприемлемые решения. Мы же пока слишком поляризованы, и от этого довольно тревожно.