Медведев и Рахмон поделили границы, газ и наркотрафик

На модерации Отложенный

Президенты Таджикистана и России в Душанбе провели переговоры о продлении на 50 лет пребывания российской военной базы в Таджикистане, о контроле наркотрафика и сотрудничестве ФСБ с таджикским Госкомитетом нацбезопасности. Переговоры оказались успешны, но не вполне устроили президента Медведева. Также были заключены соглашения об экономическом (газово-энергетическом) сотрудничестве, которые не слишком устроили президента Рахмона.

Президенты России и Таджикистана провели в пятницу в Душанбе переговоры о пограничном сотрудничестве. Лидеры двух стран договорились о сотрудничестве российского ФСБ с таджикским Госкомитетом нацбезопасности в части контроля наркотрафика. Этот документ продляет срок пребывания в Таджикистане 300 советников Оперативной пограничной группы ФСБ России, которые работают на таджикских погранзаставах.

В программе переговоров также значилось подписание соглашения о продлении на 49 лет пребывания российской военной базы на территории Таджикистана. Медведев и Рахмон поручили ведомствам к 1 кварталу 2012 года составить проект соглашения про военной базе РФ в Таджикистане, передает ПРАЙМ-ТАСС.

Российские официальные лица уже не первый год заявляют, что таджикская погранохрана не справляется с потоком наркотиков из Афганистана, и потому неплохо бы вернуть на таджикско-афганскую границу российских пограничников, которые были выведены оттуда в 2005 году. На этом настаивают как лидеры думских фракций, так и глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов. Таджикские власти, в свою очередь, не горят желанием делиться контролем наркопотоков с российскими военными и наркополицейскими.

«Нынешняя таджикская элита сознательно шла на вывод российских пограничников, чтобы зарабатывать на прозрачности границы, то есть на наркотрафике... Достаточно побывать в любом крупном населенном пункте Таджикистана и посмотреть на дорогие модели автомобилей, цена которых никак не соотносится ни со средней зарплатой в Таджикистане, ни даже со средней зарплатой высокооплачиваемых чиновников», приводит BBC мнение эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова.

Кроме того, для руководства Таджикистана вопрос о пограничниках – один из инструментов торга с Россией.

Не менее остро стоит и вопрос о плате за аренду земли под российской военной 201-й базой, а также оптико-электронным комплексом контроля космического пространства «Окно». «Анонимные источники» в таджикской власти говорили журналистам, что хотели бы получать с России за эти объекты 250-300 млн долларов в год. «Земля Таджикистана не является собственностью министров иностранных дел или обороны и имеет свою цену», – сказал в июле министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи.

Используя такие рычаги, самая бедная из бывших советских республик, старается выторговать у России экономические бонусы. Однако это у Таджикистана выходит также не слишком удачно.

На встрече в Душанбе министр энергетики России Сергей Шматко и вице-премьер Таджикистана Муродали Алимардон подписали межправительственную программу экономического сотрудничества до 2014 года.

Детали программы не разглашаются, однако предполагается, что одним из главных вопросов в ней стали инвестиции России в экономику Таджикистана. Как объявил президент Медведев на встрече с журналистами в Душанбе, Москва хотела бы вложить сотни миллионов долларов в проект CASA-1000, который предполагает экспорт электричества из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан, а также в проект ТАПИ – газопровод из Центральной Азии через Афганистан, Пакистан и Индию.

Встреча Медведева и Рахмона в Душанбе произошла в преддверии саммита СНГ, который открывается в этом городе завтра, 3 сентября. На встречу, которая проходит в юбилейный 20-й год с момента создания Содружества, ждут девятерых президентов из 11: узбекский руководитель Ислам Каримов и глава Азербайджана Ильхам Алиев, по официальным данным, не прилетят.