Воспарить над пробками, или У автомобилей нет будущего
У автомобилей нет будущего, а мировой автопром в регрессе, уверен известный автодизайнер и инноватор Владимир Пирожков. Его проект летающего автомобиля должен совершить транспортную революцию, родиной которой станет Россия!
В первой части беседы с Владимиром Пирожковым под названием "Куда катится колесо мирового автопрома?" мы узнали, как можно вытащить из болота ВАЗ, как Toyota промывает мозги своим будущим покупателям, а также о том, что весь мировой автопром находится в глубоком регрессе и надо срочно что-то менять. Что нужно менять и что делает в этом направлении Владимир?
Справка F5
Владимир Пирожков — президент мультиотраслевого центра промышленного дизайна и инноваций "АстраРосса" в Москве. Окончил Свердловский архитектурный институт по специальности "транспортный дизайн" и швейцарский Art Center College of Design. С 1996 года работал в компании Citroеn (являлся разработчиком интерьеров моделей Xsantia X2, C5, концепт-кара C3 Lumiere, C3 Air, C6 Lignage, C4 Volcane, автором рестайлинга модели Xsara). С 2000 года — старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце, участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis, IQ, Prius и концепт-каров MTRC и UUV.
Сегодня центр промышленного дизайна Владимира Пирожкова "АстраРосса" занимается весьма широким спектром инновационных разработок, многие из которых могли бы совершать революции в разных сферах промышленности и науки и даже иметь стратегическое значение с геополитической точки зрения!
Казалось бы — где промдизайн, а где — геополитика. Но нет! Возьмем, к примеру, проект нанофильтра, который представляет собой эдакую коктейльную трубочку: наливаем стакан воды из грязной лужи и пьем без вреда для здоровья.
Одноразовая трубочка на несколько литров. Цена ей — копейка. Прибыльно? Возможно. Но куда важнее наладить производство и завалить этими трубочками Индию и Китай, чтобы тамошние миллиарды спокойно пили воду из своих грязных Ганга и Янцзы и не морочились бы весьма опасным и неприятным для нас вопросом: справедливо ли, что в соседней России с ее крошечным по их меркам населением находятся 30% мировых запасов пресной воды?!
Или вот карьерные разработки полезных ископаемых неглубокого залегания. У груженого карьерного самосвала от суммарного веса три четверти — собственная масса, четверть — полезная нагрузка. У этого монстра очень большой радиус разворота, поэтому работает он в гигантских спиралевидных карьерах, проезжая огромное расстояние, чтобы подняться на поверхность. Современная конструкция карьерного самосвала неверна и неэффективна в корне, но продолжает существовать, поскольку когда-то давно было почему-то решено именно так...
А каучука не хватает — синтез производится в недостаточном объеме. Поэтому стоимость шины на такой агрегат за последние полтора года возросла с $6000 до $20 000 за покрышку! На карьерном самосвале нужно дважды в год поменять шесть колес — $240 000 в год на один самосвал уходит только на колеса!
"АстраРосса" же разработала принципиально иную концепцию модульного самосвала, у которого вместо колес дешевые гусеницы, которые просты и производятся на любом машиностроительном заводе, могут расти по ширине и имеют давление на почву в 3 кг на кв. см! При этом от массы машины ее собственный вес уже составляет 25% , а груз — 75% , но главное — возможность копать эффективные линейные, а не спиральные карьеры!
Но самый многообещающий проект Владимира Пирожкова — "Бездорожная Россия", или "3D-транспорт". Суть его, если говорить крайне упрощенно, — разработка и внедрение летающих автомобилей.
Хотя летающий автомобиль — это совершенно неправильное название. Никаких гибридов, умеющих ездить, а при необходимости летать, не предполагается. Создания типа знаменитой полумашины-полусамолета Terrafugia — путь ошибочный и тупиковый. Terrafugia — сплошной компромисс, не умеющий нормально ездить, нормально летать и требующий для взлета и посадки аэродромную полосу. Нам нужно не это!
Владимир Пирожков видит будущее передвижение человека исключительно в небе. Его летающие автомобили (а правильнее будет сказать — "индивидуальные летательные аппараты") представляют собой компактные винтовые персональные микросамолеты на несколько пассажиров или небольшой груз. Их крылья с небольшим размахом способны поворачиваться вместе с моторами для вертикального взлета и посадки, сам же полет проходит в горизонтальной плоскости — то есть мы получаем способность вертолета садиться на любой поверхности размером 8 х 8 м и быстро и экономично летать. Езда по шоссе не подразумевается в принципе! Разве что зарулить на заправку...
Отличие подобной схемы от "Террафуги" не только в отсутствии сложной системы складных крыльев (поворачивающееся крыло элементарное — простая петля-шарнир!). Пирожковский лётомобиль использует все достижения техники, применяемые в БПЛА — беспилотниках. Он не потребует ни умения пилотировать самолет, ни прочих специальных знаний и навыков. Достаточно будет ввести координаты GPS и откинуться на сиденье! Если только захочется самому принять участие...
— В крупных и средних городах трассы исчерпали свои возможности для расширения, — утверждает Владимир. — Каждый год Москва получает новых 400 000 новых автомобилей, для которых места на дорогах нет и не будет! Бесконечно увеличивать транспортный поток НЕВОЗМОЖНО, это тупик!
Во всей же остальной России дорог попросту нет (направления за дороги не считаются!) и в обозримом будущем не появится. Но на данном этапе прокладывать их — это тратить по несколько миллионов долларов за километр и получать несколько сотен километров трасс в год. Количество, которое не способно изменить ни-че-го!
Надо просто признать этот факт и параллельно начать искать ДРУГОЕ решение, уверен Владимир! Даже на "Ленд-Крузере" не всегда проедешь по трассе Чита — Хабаровск, но это вовсе не означает, что надо совершенствовать "Ленд-Крузеры"!
— Поэтому я вообще перестал интересоваться автомобилями — это НЕПЕРСПЕКТИВНО! Их парадигма исчерпана. Для города — полностью, а для загорода — почти.
Давайте пойдем вверх: из 2D — в 3D! Давайте перенесем наше передвижение в пространство из плоскости! Нам негде класть асфальтовые дороги — пора осваивать небо! Стоимость Лефортовского тоннеля в Москве — $1 млрд. Но за сумму, меньшую стоимости одного-единственного тоннеля, можно перейти в следующее измерение — в небо!
- Может показаться, что Владимир с мечтами организовать небесный траффик, как в "Пятом элементе", — наивный мечтатель... Однако это не так.
— Сделано еще немного, но и... немало! Пока мы на этапе создания управляющей компании, которая объединит людей и инвестиции, — рассказывает Пирожков. — Концепция уже проработана, есть контакты и предварительные договоренности со многими очень серьезными компаниями, авторитетными в своих сферах. Расчеты летательного аппарата частично сделаны, и дополнительно будут привлечены Центральный аэрогидродинамический институт (ФГУП ЦАГИ) им. Жуковского и Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. Чаплыгина (СибНИА).
Глобальную систему контроля полетов сможет создать питерский Transas Aviation — международная группа компаний, разрабатывающая системы безопасности и навигации для судоходства, а также бортовое оборудование для авиации и беспилотные летательные аппараты. И сам аппарат разрабатывают наши легендарные конструкторы, ранее строившие советский космос!
Двигатель — пожалуй, самое важное — найден: авиационный дизельно-керосиновый мотор. Уникальная разработка наших земляков в Германии! Он позволят использовать разные виды топлива и, самое важное, эксплуатировать широко распространенную автомобильную заправочную инфраструктуру наряду с авиационной. Это для начала. Дальше в дело вступают гибридные технологии силовой установки.
Уже сделана вся экономика проекта, все финансовые расчеты — $2,5 млн нужно на летающий аналог 1:5, который полетит как беспилотник. На нем будут отработаны все наиболее сложные режимы и получен сертификат соответствующих ведомств, подтверждающий реальность происходящего. Далее потребуются венчурные инвестиции в $40 млн на два полноразмерных прототипа пилотного и беспилотного. После чего должны появиться стратегические инвесторы. Поначалу за такой аппарат можно смело просить $2–3 млн, поскольку вертолет Agusta-109 (самый близкий по функции аппарат) на четыре-шесть человек стоит $7–8 млн. а летит вдвое медленнее и вчетверо меньше по расстоянию, чем эта штука! Рынок малых вертолетов можно значительно потревожить. Зато потом цену можно довести до цены Land Cruser, ведь наша цель — не зарабатывать миллионы на штучных машинах, а наводнить ими страну, которая остро нуждается в таких аппаратах и для снабжения отдаленных регионов, и для сельского хозяйства, и для геологоразведки, и для обслуживания нефтепроводов, и для оборонки, да и просто для нас с вами! Дать нам беспрецедентный уровень свободы!
— Как уже говорилось, сердцем летающих автомобилей должен стать специальный авиационный дизельный мотор. Что же это такое?
— Первые авиационные дизели появились еще до Второй мировой войны в Германии. Конструировали их в 40–50-е годы и в Великобритании, и в СССР. Самолеты с дизельными моторами даже немножко полетали, но век их был недолог — наступала эра реактивной авиации, и доводить до ума дизели, имевшие на тот период немало технических недоработок, не стали.
Сегодня же авиадизель обрел вторую жизнь. Многие компании начали разработки эффективного дизельного мотора для малой авиации — надежного, дешевого, экономичного и, вследствие этого, экологичного. Например, в 2001 году на авиавыставке в немецком Фридрихсхафене компанией Thielert Aircraft Engines был представлен первый со времен Второй мировой войны сертифицированный авиационный дизель. Этот 80-сильный двигатель, вызвавший фурор в авиамире, потреблял в два раза меньше топлива, чем аналогичная по параметрам популярная модель бензинового поршневого мотора известнейшего производителя авиадвигателей компании Lycoming — 15 л/ч против 33!
Один же из самых перспективных современных авиадизелей создан компанией RED Владимира Райхлина. Бывший моторист из Тольятти, а ныне гражданин Германии, Райхлин в большом авторитете у автогонщиков за свои работы по настройке моторов для Кубков Porsche и участвовавший в тойотовских проектах в Ле-Мане и F1! Мотор Райхлина уже побывал в небе, но, что гораздо важнее, получил сертификацию EASA (Европейское агентство по авиационной безопасности).
— Специалистов всегда страшно раздражают тупые и предсказуемые обывательские вопросы в духе бабушек на лавке. Но от них никуда не уйти... Как ни крути, а, обывателя шокирует факт появления летающих автомобилей. Как сделать эти полеты безопасными, управляемыми, надежными? Как убедить в этом людей?
— Поскольку вопрос не технический, а скорее лирический, не будем заморачиваться какими-то конкретными технологиями — существуют специалисты для их разработки, они все сделают как надо. Просто надо понять: это неизбежно, и все будет — пусть и не сразу.
Ведь и на заре автомобильной промышленности те самые бабушки у подъезда аналогичным образом относились и к первым автомобилям. И где они теперь? А тогда они даже натягивали на въезде в города стальную проволоку на уровне головы, чтобы сидящим в открытом автомобиле (а первые машины в основном были открытые, как телеги) срезало голову! А потому, что... шумно! И с машинами боролись, как со злом!
Да, будут и аварии, и неудачи. Все будет! Но, ребята, переход в принципиально другую парадигму, революционный прорыв — он стоит того! Давайте начнем делать первые летающие машины. Пусть они будут неуклюжими, несовершенными — это нормально, ибо такой путь проходит любая техника. Вспомните первые автомобили, первые мобильные телефоны по 5 кг и за $10 000 ...
— Возникает протестная мысль: полетят богатые и властные, а все остальные останутся стоять в пробках и нюхать дым...
— Да и пусть! И новые технологии, и новые инфраструктуры всегда на первых этапах развивались за счет людей с достатком. Это нормальный путь развития, вспомним опять-таки первые автомобили или первые сотовые телефоны: они были дорогими и покупались исключительно элитой — сейчас же это доступно почти каждому! Демократия избирательна...
А вообще НАДО РАБОТАТЬ НАД БУДУЩИМ! А мы работаем над прошлым! ВАЗ долго работал над "Платформой С", которая, упрощенно говоря, "Калина-2". Машину такого уровня Toyota или Nissan сделали 25 лет назад... КамАЗ работает над новой кабиной взамен той, что они выпускали 35 лет, — это будет кабина от Mercedes Actros, которой уже полтора десятка лет... Это звучит, возможно, пафосно, но ЧТО мы оставляем своим детям? Старые неинтересные технологии? Я не хочу заниматься прошлым! И не хочу идти назад в будущее!
Комментарии
Мужик, получив побитую машину от астронавтов изрекает.
"Да, по земле они ездят неважно. Им бы только летать."
Байка про реакцию японцев на УАЗ.
"что только русские не придумают, чтобы дорог не строить."