Дмитрий Орешкин: в элите будет раскол

На новогодние вопросы "Полит.ру" ответил политолог Дмитрий Орешкин:

Что нового о стране и мире вы узнали в 2009 году?


Радикально нового ничего не узнал. Удивляюсь разнородности, растущей степени сект в политологической культуре. Люди все жестче запираются в свои маленькие логические схемки, которые призваны объяснить мир, и все труднее друг с другом взаимодействуют. Кто-то там отчаянный либерал, кто-то отчаянный сталинист, кто-то отчаянный коммунист, кто-то отчаянный националист. Как-то очень мало чего-то объединяющего, очень мало диалога.

И, конечно, удивляет чудовищная иррациональность мышления. Но вот последние данные: скажем, 36-37% сограждан считают, что в росте цен и в экономических проблемах виновато правительство. При этом, когда задают тот же самый вопрос относительно Путина и Медведева, Медведева считают виноватым в росте цен и в экономических трудностях порядка 23%, а Путина где-то 17-20. То есть эти вещи просто так рационально понять невозможно.

С одной стороны, виновато правительство, и это логично, а с другой стороны, председатель этого правительства отвечает за экономику в глазах избирателей в меньшей степени, чем президент. То есть люди по-прежнему считают, что главный человек в стране Путин. Во-вторых, он как бы не связан с правительством, отвечает за что-то другое. И, в-третьих, несмотря на то, что Путин формально - глава правительства, люди скорее адресуют свои претензии к Медведеву, чем к Путину.

Мне все время казалось, что мы должны эволюционировать в сторону рациональности, начинать друг друга слышать. Этого не происходит.

Кого вы можете назвать самыми заметными персонами 2008 года?

Гайдара, потому, что он, к сожалению, умер. За этот год он не так уж много чего сделал, хотя он написал неплохую книгу про эволюцию. У вас на сайте, кстати, хорошая его лекция есть. Пожалуй, Ходорковский, которому пытаются навесить третье дело. Я бы еще назвал Эллу Панфилову, потому что она добросовестно пыталась бороться за сохранение институтов гражданских прав в ухудшающихся для этого климатических условиях.

Чего вы ожидаете от наступающего года?

Постепенного осознания общественным мнением тупиковости ситуации, в которой мы находимся. То есть я ожидаю все-таки интеллектуальных изменений или там, скажем, социокультурных изменений. Люди должны почувствовать, что ситуация застойная. Выборы не работают, экономика стагнирует, нефтяная игла по-прежнему остается доминирующей, перспектив как-то не видно. Надо что-то менять. Это интеллектуальное осознание неприятного факта, потому что гораздо приятнее осознавать, что мы поднимаемся с колен.

Но за последние 2-3 года стало понятно, что с колен мы так и не поднялись. Во всяком случае, Португалию по душевому доходу так и не догнали.

Кроме того, я ожидаю обострения отношений в элитах, потому что тут опять же, исходя из осознания вот этой тупиковости, надо идти или туда, или сюда. Или развинчивать гайки, то есть стимулировать творческую энергию населения, частного бизнеса, развязывать ему руки, или, наоборот, завинчивать и пытаться делать по-советски. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, понимая логику и интересы ныне действующей власти. Но, в любом случае, в элите будет раскол.

Ваш новогодний тост?


За сохранение здравого смысла.

Что можете порекомендовать читателям "Полит.ру" смотреть, читать и слушать в новогодние праздники?

Я читаю сейчас нон-фикшн. Я еще читаю, хотя никому не рекомендую, Сталина и Ленина. Чтение, которое сводит с ума, потому что видно, насколько люди, во-первых, чудовищно безграмотны, и, во-вторых, чудовищно безответственны. Кино я не смотрю, телевизор тоже. Читаю в основном, но у меня довольно специфический круг чтения. Я читаю книги по истории и по географии России.

С удовольствием читаю Алексея Константиновича Толстого, письма Пушкина читаю, когда мне совсем тошно делается, читаю его переписку с Вяземским и думаю, какой он умный человек, как все-таки приятно, что в стране были такие люди. Гоголя читаю, особенно «Мертвые души». Очень с большим удовольствием читаю Василия Васильевича Розанова «Опавшие листья». Для поднятия настроения Венечка Ерофеев очень хорош. Зощенко хорошо пишет, Аверченко.

Хорошая литература тем и отличается, что даже если написано про какую-то дрянь, все равно ты, прочитав, испытываешь к жизни симпатию. Вот читаешь Платонова, «Котлован», «Чевенгур» - казалось бы, страшнее не придумаешь, а после этого чтения почему-то начинается хотеть жить. Это удивительно.

Радостно от того, что есть такие умные люди, что они так понимают, что они вот так честно, так добросовестно пишут. Они могут писать самую большую чернуху, все равно это чтение очищает кровь. А когда читаешь какую-то казенную ерунду, полную оптимизма, - хочется повеситься, потому что написано мерзко.

Надо читать просто хорошую литературу. Да, посоветовал бы всем почитать книжку Дениса Драгунского недавнюю. Называется «Нет такого слова».