Белоруссия просит Путина увеличить поставки нефти

Белорусский премьер-министр Михаил Мясникович обратился к своему российскому коллеге Владимиру Путину с просьбой увеличить поставки нефти по трубе. Как выяснили «Известия», соседи по Таможенному союзу опасаются, что из-за задержки поставок в январе «Транснефть» не успеет докачать всю положенную им по соглашению нефть.

Белоруссия и Россия утвердили баланс поставок на этот год только в январе. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы, согласно заключенному соглашению, должны получить в этом году 21,68 млн т российской нефти. Но, судя по графику поставок, составленному Минэнерго, за три квартала по нефтепроводу придет только 14 млн т. Выходит, что большой объем поставок придется на последний квартал.

И этот факт очень беспокоит белорусов. Часть нефти приходит к ним еще и по железной дороге. Однако идея перевозить топливо вагонами не совсем устраивает белорусскую сторону. 

По данным «Известий», премьер Михаил Мясникович попросил «Его превосходительство, господина премьер-министра Владимира Путина» (официальное обращение в международной переписке), чтобы вся нефть в республику шла по системе магистральных нефтепроводов. В РЖД «Известиям» отказались сообщить, какой объем топлива они транспортируют в Белоруссию. Впрочем, если учитывать, что договор «Транснефти» подразумевает прокачку 18 млн т, то получается, вагонами в Белоруссию отправляется 3,68 млн т нефти в год.

Наибольшее беспокойство у Минска вызывает тот факт, что до конца года осталось только пять месяцев, а нефти еще — качать и качать. Мясникович попросил Путина увеличить объемы поставок и заверил, что их НПЗ вполне в силах переработать все 21,68 млн тонн «сырца». Хотя ранее высказывались опасения, что с учетом покупки нефти у Венесуэлы (более 4 млн т) белорусских мощностей по переработке в 22 млн т может не хватить.

Бояться белорусам нечего, заверил «Известия» официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин. «Весь объем — по 9 млн т нефти на каждый НПЗ — мы безусловно прокачаем», — говорит он. Дело в том, что пока руководство обеих стран пыталось договориться о пошлинах и поставках, прокачка не шла, и нефть пошла по трубам только в конце января — феврале.

Но и за оставшееся время, как говорит Демин, «Транснефть» успеет доставить обговоренный объем.

Как пояснил «Известиям» заместитель директора департамента переработки и транспортировки нефти Минэнерго Алексей Сазанов, 21,68 млн т нефти, закрепленные в соглашении, — это максимальный объем. Больше, согласно документу, можно прокачивать только в том случае, если хватит мощностей, а в теории можно и меньше — «исходя их возможностей технологической системы «Транснефти». «Это не является обязательством, а скорее обозначением возможностей», — настаивает Сазанов. Пока информации объемах прокачки на IV квартал у Минэнерго нет.

Опрошенные «Известиями» эксперты не сомневаются в том, что «Транснефть» сможет исполнить условия своего договора. И удивляются — казалось бы, никаких сомнений в поставках нефти быть не должно, и эта неуверенность в российской стороне настораживает. «Возможно, от белорусов в ближайшее время стоит ждать новых политических решений и заявлений по вопросу транзита или приемки нефти, например, по пошлинам», — предполагает источник «Известий» на рынке.

Причиной нового витка трудностей в отношениях соседей может стать серьезное понижение статуса Белоруссии как страны-транзитера. Уже через месяц состоится запуск БТС-2 (Балтийской трубопроводной системы), которая позволит осуществлять транзит нефти в Европу в обход Белоруссии. 

Как рассказали «Известиям» в «Транснефти», буквально на днях закончатся испытания трубопровода водой и начнутся испытания на нефти. «Скорее всего мы заполним трубу нефтью за месяц, — пояснил представитель «Транснефти», — мы уже получили временный тариф по БТС-2 и готовы к запуску». Так что зависимость от трубопровода «Дружба», по которому российская нефть идет транзитом через Белоруссию в Европу,  уже через месяц значительно уменьшится. В Минэнерго и пресс-службе белорусского премьера Мясниковича от комментариев по этому поводу отказались.