Медведев – Путин, тандем в кризисе

Москва. В 2009 году Россия пережила первый полный год «тандемократии», как была названа новая формула русской власти - фактическое соучастие премьера Владимира Путина во всех важных решениях кремлёвского лидера Дмитрия Медведева.

Но если первые восемь месяцев президентства, начавшегося в мае 2008 года, Медведев оставался в тени своего ментора, то в этом году он многократно отрывался от главы правительства. Причиной этого послужил и экономический кризис, сокративший амбиции «Русского медведя», и «перезагрузка» отношений с США, которая уже приберегает для него историческую роль в предстоящем соглашении о сокращении ядерного оружия.

2009 стал годом, в котором впервые выплыли наружу расхождения на высшем уровне, и оба лидера, открыто выражающие обоюдное уважение и дружбу, не исключили, что выдвинут свои кандидатуры на следующих президентских выборах в 2012 году.

На Западе существование двойного собеседника продолжает вызывать вопросы и неуверенность. По мнению некоторых аналитиков, речь идёт об игре сторон. Есть возможность похвалиться перед всем миром либеральным президентом, а сценарий развития событий предусматривает гарантированный возврат Путина в Кремль в 2012 году.

Но расхождения бесспорны, и не только в стиле. Путин демонстрирует грубый стиль мачо, Медведев - бонтон ( «бонтон» - хорошие манеры, светская учтивость, изысканность в обращении - прим. ред.) и более открытый стиль. Президент распахнул двери правозащитникам, неправительственным гражданским организациям, оппозиционным изданиям, таким как «Новая газета» Анны Политковской. Он безжалостно раскритиковал отставание страны, включая её государственные супер-холдинги «без будущего», что было скрытой критикой Путина. Он начал увольнять президентов, о которых ходят слухи (в Ингушетии), и неспособных губернаторов (назначив даже одного из оппозиции).

Полетели головы, начиная с его советника Михаила Лесина, человека Путина. После вызвавшей споры смерти в камере одного адвоката, были уволены около двадцати руководителей тюремной системы. Именно перед Рождеством (католическим - прим. пер.) он достаточно резко приказал реформировать министерство внутренних дел из-за ряда скандалов, в которых были замешаны милиционеры.

Во внешней политике он сразу поверил в нового президента США Барака Обаму, чтобы перезагрузить ухудшившиеся российско-американские отношения новым договором «Старт» по ядерному оружию (в России его называют СНВ-3 - прим. ред.) и поддержкой санкций ООН по иранскому атомному досье.

Новая администрация США первой попыталась разделить тандем: Обама обвинил Путина в том, что тот «одной ногой стоит в прошлом», и что его менталитет частично из «холодной войны». Но потом Обама вынужден был сделать шаг назад. Это, наверное, доказательство того, что Путин всё ещё управляет тандемом, удерживая в руках как рычаги внешней политики, так и вожжи биржи.

Что и доказывает перенос подписей «Старт-2», в котором кое-кто увидел лапу премьера, подбившего Медведева не дарить Обаме единственное обоснование для Нобелевской премии, присуждённой авансом. Для президента остаётся табу и дело бывшего владельца энергетического гиганта «Юкос» Михаила Ходорковского, попавшего в мясорубку повторного процесса, который, как считают многие, устроен окружением Путина.

Некоторое избавление Медведева от Путина пришло благодаря неожиданному сценарию международного экономического кризиса, который впервые за десятилетие нефтяного бума заморозил развитие страны. Но до сих пор, с чем согласны наблюдатели, Медведев блистал больше словами, а не фактами. А страна осталась той же: коррумпированной, неэффективной и с экономикой, всё ещё зависящей от экспорта сырья.