"Дружественный огонь" Дагестана
На модерации
Отложенный
На сегодняшний день в трех кавказских республиках проводятся бессрочные и масштабные операции, направленные на борьбу с террористическими группировками. Значительная часть территории Кабардино-Балкарии, Чечни и Ингушетии фактически превращена в военные лагеря. Местные жители понимают без излишних объяснений, что теперь их жизнь идет согласно с правовым режимом, который служит оправданием любому действию человека с автоматом в руках.
Удивительно, что схожий режим спецоперации не объявлен в соседнем Дагестане, который просто живет в постоянном состоянии войны. Без перестрелок, убийств или терактов не проходит и суток. Сегодня «Лесные» меняют стратегию. В том случае, когда ранее их основными мишенями становились рядовые сотрудники ДПС, запуганные настолько, что за пределами Махачкалы они предпочитали передвигаться на автомобилях без опознавательных символов, а свои стационарные посты крепили в стиле средневековых цитаделей, то сейчас они могут расслаблено вздохнуть. «Лесные» все чаще склоняются к персональному террору, который заключается в адресном отстреливании работников ФСБ, спецназа, прокуратуры, сановников и имамов, которые выступают в роли противников ваххабизма.
Чем на это отвечают силовики? Бесчисленные спецоперации, периодическое истребление амиров и рядовых членов подполья, о которых ежедневно доносит НАК, немного влияют на активность «лесных». Что в данном случае восхитительно, рассматривая число силовых ведомств и их штатное количество. Лишь в республиканском МВД сейчас насчитывается около 17 тысяч человек, и, невзирая на реформу милиции, уменьшать его «из-за трудной оперативной атмосферы» никто не собирается. Больше того, Дагестан больше погружается во внутриведомственную путаницу, где реально никто ни за что не несет ответственности.
Кроме знакомых для всех кавказских республик сил здешнего МВД, с его ОМСНами, ОМОНами, СОГами и иными спецназами, частями внутренних войск Минобороны и силами здешней ФСБ, которые ведут антитеррористические действия, в Дагестане работают еще два специальных подразделения. Центр особого предназначения ФСБ (ЦСН) и так именуемый «Отряд-800».
ЦСН - самое закрытое силовое подразделение на территории республики, имеет свою изумительно обустроенную базу под Махачкалой. Его подразделения - элита, основная часть которой состоит из прежних воинов «Альфы» и «Вымпела». Обыкновенное количество - около 200 человек, они командируются в Дагестан на два-три месяца (в ближайшее время в его состав стали заходить и местные кадры, но их немножко) и намеренно подготавливаются конкретно для борьбы с вооруженным подпольем. Сейчас ударную силу главных спецопераций составляют строго воины ЦСН, неизменно в масках, на бронированных «Уралах» либо «Хаммерах». Подчиняются только Национальному антитеррористическому комитету, все деяния и передвижения воинов центра хранятся в строжайшей тайне.
Эта вольница, безусловно, вызывала зависть местных силовиков. И около года вспять власти Дагестана предприняли попытку сделать схожее по рангу подразделение здешнего подчинения.
Вначале планировалось узаконить оригинальную личную гвардию президента Дагестана под наименованием «Отряд-800» (по числу воинов). Москва такую идею с ходу отвергла. Тогда и отряд, сформированный из местных милиционеров, окрестили «мобильным отрядом МВД РФ». Правда в обиходе осталось изначальное название… Положительного итога действие «Отряда-800» так и не принесло. За 10 месяцев собственного существования он так и не был укомплектован полностью, и подчиняется он главкому внутренних войск МВД РФ Николаю Рогожкину, впрочем, ранг подразделения до конца не прояснен, а функции туманны. Но прозрачны издержки на содержание: годичный фонд оплаты службы контрактников - около 300 млн. рублей плюс квартира предоставляется каждому воину.
Для Дагестана основной вопрос даже не в числе ведомств, а в размежевании их функций и компетенции. Явственная чехарда зачастую приводит к печальным итогам. О чем свидетельствует спецоперация проведенная в Кизлярском районе месяц тому назад.
На рассвете 21 июня в районе села Кузнецовка было установлено нахождение группы боевиков. Прилегающий лесной массив оцепили, установили локальный режим КТО. По данным дагестанского МВД, в прилегающей к лесу долине находился основной костяк «кизлярского джамаата», примерно - 10-14 человек. Впрочем, силовое ведомство не указало, что там же были так же 6 боевиков, на время перебравшихся из горячего для них Веденского района Чечни, в котором в это время проводилась спецоперация.
В операции участвовали более 2 тыс. силовиков. Кроме работников СОГ близлежащих райотделов: Тарумовского, Ногайского, Бабаюртовского и Кизлярского, - к территории КТО были доставлены части внутренних войск, включая подразделения из Ханкалы, части «Отряда-800», воины ЦСН ФСБ РФ. Место проведения спецоперации было взято в несколько колец оцепления. Двое суток лесной массив поочередно долбили артиллерией и авиацией. На ночь каждый периметр перекрывался тепловизорами - устройствами, реагирующими на тепло тела человека. Джамаат был оцеплен со всех сторон. Спустя трое суток операция закончилась полнейшим провалом.
Утратив убитыми 2-х человек, боевики смогли прорваться из окружения. У силовиков - как минимум 5 погибших спецназовцев и 16 с различными ранениями. Есть информация, что погибшие спецназовцы попали под «дружественный» огонь. Кто понесет ответственность за смерть бойцов и бесталанно потраченные миллионы на эту спецоперацию - неведомо.
Все источники в силовых ведомствах в один голос говорят, что «схожий итог закономерен». В республике очень много подразделений и отсутствует координация, все ведомства работают самостоятельно. УФСБ не доверяет МВД, НАК не доверяет даже здешнему УФСБ, Минобороны с бессчетными частями контрактников ведет свою политику. Непотребное соперничество рождает интриги. Зачастую случается так, что стреляют друг в друга. В поселении Алый Восход воины ОМОНа и кизлярской СОГ (особая огневая группа) 30 мин обстреливали друг друга, до того как разобрались что к чему. Сходственных случаев 10-ки.
Комментарии
ПЫ.СЫ. Только вон из нашей земли со своими законами.