Сила государства и гражданские добродетели

На модерации Отложенный

Автор: Михаил Смолин

 

Разные национальные элементы, входящие в наш государственный организм, в разной степени склонны поддерживать единство нашего государства. А потому только стальная рука власти и жёсткие законы способны указать каждому элементу своё место в нашем смешанном обществе. Только непререкаемый властный авторитет способен сдерживать те силы, которые не способны добровольно следовать в общем фарватере стремления к общему благу. Поэтому Россия, объединившая множество народностей в своём государственном теле, способна опираться лишь на русский народ как на государствообразующий. Не все граждане равны друг другу по своим гражданским добродетелям. Не все имеют такой державный опыт, как русские люди. Отстроенное по преимуществу русской кровью и русскими усилиями наше государство накладывает и особые обязанности на русских по поддержанию его жизнедеятельности. Если на других нациях, входящих в состав России, лежит лишь долг лояльности, то на русских как на основателях дополнительно, в тесном смысле слова, лежит ещё и долг хранить славу государства и его единство.

 

Партийные демагоги и парламентаризм

Вся система современного «народного представительства» покоится на горделивой мысли, что, свергнув «тиранов», народ сам может управлять сложнейшим механизмом государства. Всевозможные демагоги льстят толпе по поводу её способностей разбираться в политической жизни страны. На самом же деле хорошие законодатели или опытные управленцы так же редки в человеческих обществах, как и великие учёные или гениальные художники. И никакие партийцы не способны заменить эти редкие таланты. Существует много политиканов, но крайне мало рождается настоящих государственных деятелей. Партийный парламентаризм является величайшим политическим предрассудком. Никакое государство в реальности не может эффективно управляться партийными политиканами. Причём абсолютно неважно, весь ли народ призван через голосование к управлению страной, большинство ли или меньшинство его. Власть всё равно узурпируют группы олигархов, политиканов и бюрократов, которые управляют от имени народа. Народ же, как всегда, оставаясь несмышлёным ребёнком в управлении государством, в реальности устраняется от власти средостением богатых, хитрых и властолюбивых.

 

Управление и сильная власть

Самая большая сложность государственного управления заключается в том, чтобы народные массы свободно подчинялись власти и чтобы граждане двигались в том направлении, в котором задумала двигаться власть. В русской истории на это была способна только очень сильная и авторитетная власть. Надо сказать, что такие понятия, как власть, закон, государь, государство, имеют весьма существенный национальный окрас. В разных национальных традициях все эти институты имеют разное смысловое наполнение. В нашей стране, сформированной православным вероисповеданием, всё это имеет чрезвычайное значение для национального миропонимания. Очень часто можно услышать мнение, что монархия как форма правления «устарела». Это очень странно. Как может устареть принцип властвования, существовавший в человеческих обществах на протяжении всей жизни человечества?

Напротив, монархия — всегда возможный политический принцип управления, который тем более востребован, чем более сложная обстановка складывается вокруг того государства, которое его принимает на вооружение. В своё время и Римская республика становилась империей, и греческие демократические полисы объединялись под властью македонской монархии, да и сами республики нередко вручали автократическую власть своим президентам при серьёзных внешних или внутренних опасностях.

По большому счёту только самодержавная власть и есть настоящая власть. Свобода и властная полнота её одна только и способна творить настоящее добро в мире, который лежит во зле по христианскому пониманию. Настоящий Самодержец — представитель не только сейчас живущих и ему подвластных подданных, но и полноправный представитель всех прошедших и будущих поколений. Только так понимаемая власть и может чувствовать свою глубокую ответственность перед Богом и национальной историей. Выборная на несколько лет власть всегда чувствует свою временность, сиюминутность, зависимость от тех сил, которые привели её к управлению, и не задумывается о высоком. Собственно, только исторически укоренённая власть способна находить в себе нравственные силы для преодоления эгоистических устремлений в обществе и стремиться к высшим, идеальным целям.

Да и народ, в свою очередь, способен воспринимать как настоящую власть только ту, которая, по его воззрениям, всё может.

 

«Долой Самодержавие!» — «Да здравствует Самодержавие!»

Не стоит верить тем политиканам, которые кричат «Долой Самодержавие!», «Долой существующую власть!» Тайной целью этих политических демагогов всегда является построение своего личного «самодержавия», своей максимально автократической власти. Собственно, уже само стремление к власти выдаёт в кричащем крайнюю жажду власти, властолюбия. Желая свергнуть существующую власть, он мечтает о своей.

Посмотрите, какую жесточайшую форму диктатуры выстроили большевики, долгие годы призывавшие бороться с Самодержавием Государей. Единоличное Самодержавие Государей просто было заменено значительно более жестоким многоголовым партийным «самодержавием» «военного коммунизма».

То же самое произошло и при смене коммунистического правления на либеральное. Власть представляющего либералов Ельцина была ничуть не менее автократична, чем власть генсека Горбачёва, а в чём-то даже и более полновесна. Исходя из этого исторического факта, суть власти концентрируется в тех нравственных целях, которые сама власть ставит себе как задачу при управлении обществом.

Самодержавие Государей создало Россию как государство своей долгой исторической работой на благо русского народа. Оно стало той причиной, без которой Русское государство просто бы не состоялось. Нравственная культура, дисциплина и сила национального единства, выработанные ещё в монархические времена, позволяют современным республикам существовать. Практически все современные демократии существуют на базе многовековых усилий монархических властей. Но в исторической действительности очень часто республиканские призывы к свободе и равенству приводили к насилию, преследованию инакомыслящих, грабежам и кровопролитным гражданским противостояниям. Как говорил один консервативный мыслитель, настоящая «свобода есть цепь, надеваемая людьми на свой эгоизм», а вовсе не вседозволенность. Но такое восприятие свободы возможно только при христианском миропонимании соотношения власти и свободы.

 

Самоограниченность власти и причины формирования Самодержавия 

Только при христианском понимании власть неограниченная способна свободно самоограничивать себя ответственностью перед Богом и держать себя в рамках православного нравственного вероучения. Русское Самодержавие как безусловное творение Божие сформировалось под воздействием внешних факторов русской истории и психологии русского народа.

«Учреждения страны, — как утверждал профессор В. Д. Катков, — не навязываются ей, а растут в зависимости от особенностей её жизни. Не климат Архангельской губернии сообразуется с одеждой её обитателей, а обитатели её одеваются сообразно требованиям местного климата. Всякая страна отыскивает себе исторически государственный строй, который всего более подходит к ней, и, если он лучший для данной страны или вообще даёт хорошие результаты, это ещё не значит, что он может быть перенесён на чуждую почву с таким же успехом».

История страны сама формирует потребную для себя власть. Климат, география, соседи, а также психология государствообразующего народа создают тот тип власти, который становится национальным достоянием. Причём образующим, опорным элементом для государственности является только та часть народа, которая осознаёт свою нравственную обязанность содействовать власти и трудиться во благо Родины. Остальные элементы, неизбежно существующие в любом государстве, не чувствующие подобной обязанности, являются определённым балластом для страны.

Сила государства заключена только в поддержании и развитии сознательной части нации, остальные же элементы никогда не будут носителями высоких гражданских добродетелей.

Власть Самодержавная имела в истории России и должна иметь и сегодня самостоятельную ценность как инструмент спасения государства от иноземных нашествий и внутренних нестроений. Как власть, не втягивающая граждан страны в политическую суету сует, как профессиональный институт защиты национального организма от его врагов. Она как величайший подвижник несла на себе по факту рождения огромное бремя первого слуги государства и верного сына Церкви, не имея никаких посторонних интересов и никаких отвлекающих целей, кроме национальных. И сегодня историческая русская власть может стать всегда возможной причиной нового величия нашей Родины.

Для России никогда не было ничего невозможного. Нужно только по-настоящему этого захотеть — всем вместе.