Война кремлевских кланов перед выборами продолжается

«Новая газета» продолжает совместный проект с ресурсом WikiLeaks.

В этой публикации мы решили вернуться к конфликту, разгоревшемуся между силовиками под занавес второго срока президента Путина. Выбор наш продиктован тем, что перед новой предвыборной гонкой, участники которой так же неизвестны, как и четыре года назад, ситуация повторяется с той лишь разницей, что в ней участвуют иные ведомства и иные лица. Чистка МВД, война СКР и Генпрокуратуры, крупные коррупционные скандалы с участием силовиков - всё это следствие тех аппаратных войн, которые ведутся перед выборами в надежде сделать правильные ставки.

Краткое содержание

1. Статья директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Черкесова, опубликованная в ежедневной общероссийской газете «Коммерсантъ» 9 октября, пролила свет на давние междоусобицы в близких к Путину кругах, вызвав широкий резонанс в СМИ. Как и предполагалось, с окончанием президентского мандата конфликт интересов правящей элиты становится всё более явным. Эксперты сходятся во мнении, что Черкесов опубликовал статью в связи с тем, что Путин не отреагировал на арест его коллег из ФСКН, однако пока непонятно, будет ли продолжение открытой конфронтации, или информация будет храниться в тайне. Они также считают, что, вероятнее всего, соперничество государственных деятелей выйдет из-под контроля Путина, причем не ясно, в какой степени президент поощряет этот конфликт с тем, чтобы внести раскол и ослабить влияние кремлевского окружения, а также насколько влиятельны его судейские решения в том виде спорта, который живет по собственным правилам.

Статья Черкесова подогрела интерес наблюдателей

2. Как сообщалось в прессе, давние противоречия в кругу приближенных к Путину государственных деятелей стали достоянием общественности после публикации 9 октября статьи директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Черкесова. <...> Черкесов сетует на то, что, занимаясь бизнесом, некоторые силовики перестали быть солдатами своей страны, и рассказывает о борьбе за власть в кремлевских кругах. Он также отдает должное спецслужбам, благодаря которым России удалось пережить трудности 1990-х годов, но выражает несогласие с мнением о том, что в сложившихся обстоятельствах они должны оставаться у власти в обозримом будущем.

3. Это не первая попытка Черкесова предать проблемы гласности - в декабре 2004 года «Комсомольская правда» напечатала его статью, в которой он назвал силовиков оплотом в борьбе с хаосом. Однако время для публикации редакционной статьи 9 октября было выбрано не случайно, как раз после того, как четверо его подчиненных по ФСКН были задержаны, а Россия вступила в сложный период передачи президентских полномочий. <...>

4. Большинство комментаторов рассматривают статью Черкесова через призму его продолжающегося конфликта с заместителем руководителя администрации президента Сечиным и директором ФСБ Патрушевым. Они считают, что предшествовавший публикации арест был местью директору ФСКН за подрыв доверия к ФСБ в результате разработки его сотрудниками дела «Трех китов», дела о контрабанде китайского ширпотреба и снятия с должности летом 2006 года тогдашнего Генерального прокурора Устинова. <...>

5. Обозреватели отмечают, что ключевую роль в задержании четверых подчиненных Черкесова сыграл новый Следственный комитет, который, по их мнению, в том числе должен был ограничить полномочия приближенного к Черкесову Генерального прокурора Юрия Чайки. <...>

6. На самом деле статья Черкесова в «Коммерсанте» должна была привлечь внимание Путина и бросить вызов оппонентам. Следственный комитет усмотрел в статье нападки в свой адрес и немедленно отреагировал, опубликовав заявление о том, что «борьба с коррупцией будет продолжена», на каких бы уровнях ее ни приходилось вести.

Ведомство Чайки обратилось в суд, пытаясь свести на нет кампанию комитета и заявляя, что не видит оснований удерживать ближайшего соратника Черкесова Александра Бульбова.

Путин руководит борьбой группировок

7. Давно ожидалось, что противоречия кремлевских кланов усилятся с приближением президентских выборов. В отсутствие политических институтов фундамент системы, созданной Путиным, цементируют его личное влияние и преданность тех, кого он назначил на ключевые посты. Путин пытается сохранить власть, отдаляя от себя готовых переметнуться на другую сторону. В его планы входит и далее обеспечивать непрозрачность процесса, продолжать назначать на ключевые посты доказавших свою лояльность петербуржцев, использовать фактор неожиданности и давать все более ясно понять, что в обозримом будущем он будет представлять неоспоримую силу.

8. Несмотря на то что Путину удается сохранить баланс интересов конкурирующих групп государственных деятелей, Черкесов в своей статье утверждает, что система трещит по швам и уже не ясно, сможет ли Путин руководить борьбой кланов в переходный период, или выступит в качестве третейского судьи. Черкесов утверждает, что, похоже, он занимает обе позиции одновременно. А. («Новая газета» специально не раскрывает фамилии конфидентов, прекрасно понимая, что это может сказаться негативно на их дальнейшей судьбе. - Ред.) сообщает, что Путин инициировал действия Черкесова по делу «Трех китов» с целью ограничить влияние Сечина и Патрушева. По словам А., Путин пригласил советника Виктора Иванова на ключевую встречу с Черкесовым по делу «Трех китов», а затем устроил так, что Сечин «неожиданно встретился» с Черкесовым и Ивановым, выходившими из кабинета Путина, чтобы Сечин, увидев Иванова, сделал необходимые выводы.

9. С другой стороны, были замечены признаки того, что Путин не настолько вездесущ, как утверждает А. В прессе продолжают появляться сообщения о том, что два генерала ФСБ, отправленные Путиным в отставку в прошлом году в связи с организованным Черкесовым скандалом о контрабанде китайских товаров, по-прежнему занимают свои посты, открыто игнорируя президентские указы. Путин не предпринял ни одной дошедшей до сведения общественности попытки наказать Патрушева или опальных генералов за их поведение. Напротив, появились сообщения о посещении Путиным штаб-квартиры ФСБ накануне публикации статьи Черкесова.

10. В. считает, что статья Черкесова «дискредитирует Путина», поскольку она придает гласности свидетельства раскола в команде президента и служит подтверждением того, что Россия не является правовым государством, а также что борьба за ресурсы идет полным ходом. С., напротив, считает, что статья доказывает: Путин провоцирует борьбу кремлевских группировок с целью ограничить их полномочия. D. оценил ситуацию как слишком запутанную и не позволяющую сделать точные выводы, однако согласился с тем, что конфликт интересов налицо. D. разделяет мнение В. о том, что именно огласка невыгодна Путину, а не сам факт наличия противоречий. E. считает, что, возможно, статья поставила Путина в «неловкое» положение, но угрозы стабильности ситуации не несет. <...>

Комментарий

12. Эксперты считают, что внутренняя борьба, ставшая достоянием гласности на прошлой неделе, будет ужесточаться к окончанию срока мандата Путина. Отсутствие институтов, осуществляющих управление в переходный период, в этой ситуации поставило президента в затруднительное положение и нарушило его планы по созданию системы управления, которая работала бы и после его ухода. Один обозреватель сравнил процесс передачи властных полномочий с перевешиванием паутины с одного дерева на другое. Похоже, Путин осознает невозможность решения этой задачи и проводит работу для обеспечения аккуратного конституционного перехода на новую должность, то сдерживая, то поощряя борьбу окружающих его фракционных кланов.