Завтра таможенники уйдут с казахстанско-российской границы
Руководство департамента таможенного контроля по Костанайской области побывает на всех шести постах. Состоится церемония спуска флагов, прозвучат слова благодарности за службу.
Аналогичные церемонии пройдут и на сопредельной стороне. Магнитогорская тамо-жня, например, уже сообщила о ликвидации с 1 июля железнодорожного тамо-женного поста «Карталы», а также постов «Мариинский» и «Николаевка». Таможенники уходят, остаются пограничники. Им передается инфраструктура постов. Но ненадолго: 1 января 2012 года они должны тоже уйти с рубежей РК и РФ. Этот процесс сегодня завершается на границе России и Беларуси – там уже нет пограничных шлагбаумов, передает ИА «Казах-Зерно».
Самый крупный на севере Казахстана таможенный пост – «Кайрак». В июне 1993 года это были три вагончика, один автомобиль и 24 сотрудника. Сегодня это комплекс зданий и сооружений на шести гектарах, оснащенный самой современной техникой. Не случайно именно на этом посту три года назад была задержана самая крупная в истории Казахстана партия героина – 537 кг. Ее обнаружили в досмотровом комплексе, просветив рентгеном подозрительную фуру.
Специалисты, которые обслуживают эту технику и работают на ней, продолжат службу в пограничном отряде. Многие костанайские таможенники уже отправились на новые места службы на внешних границах Таможенного союза. Но один таможенный пост в Костанае останется – в аэропорту, имеющем статус международного. Отсюда выполняются полеты в Германию, Турцию, на Украину. По словам начальника поста Армана Жаналинова, пассажиры с рейсов внутри ТС досматриваться не будут. Объемы провоза материальных ценностей и валюты для них не ограничены. Но на этих рейсах подлежат досмотру транзитные пассажиры, пересекающие границы третьих стран.
Посты ликвидируются, но таможня как институт экономической безопасности государства остается. Как остается товарообмен с третьими странами. И здесь уместно вспомнить о раздутой в последнее время, в том числе и в СМИ, проблеме тех казахстанцев, кто не успел воспользоваться льготами при растамо-жке автомобилей, ввозимых из тех самых третьих стран. Льготы, по которым каждый казахстанец имел право приобрести в личное пользование одну машину и растаможить ее по льготным тарифам, действовали весь прошлый год и заканчиваются 1 июля.
Ставки единого таможенного тарифа в разы больше льготного. Вводился он по согласованному решению трех сторон и, как заявил недавно министр финансов РК Болат Жамишев, продления сроков льготной регистрации не планируется. А МИД РК своевременно предупредил покупателей и рекомендовал прекратить закуп иномарок после 20 июня.
Не все прислушались…
В связи с этим делается немало прогнозов, предсказывающих, например, разорение владельцев отечественных автосалонов. Один из них, костанаец Валерий Степаненко, к единому тарифу относится спокойно и проблем для своего бизнеса не видит. Только в России, по его словам, два десятка автосборочных заводов работают под контролем владельцев мировых брендов – качество авто вполне достойное, и в ближайшее время они обеспечат до 70 процентов продаж в Казахстане. Четыре аналогичных предприятия наращивают выпуск автомобилей в нашей стране. А наблюдающийся сегодня ажиотаж на границах и в СМИ можно расценить как рекламную акцию, подхлестнувшую покупательский спрос на подержанные иномарки.
На недавнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге заместитель председателя Нацбанка РК Данияр Акишев сказал: «Европейский союз начинался с союза по стали и углю, а закончился полной интеграцией и единой валютой. Но все эти процессы продолжались более сорока лет… Мы этот громадный путь, который проходила Европа, в том числе путь создания нормативной базы по Единому экономическому пространству, прошли примерно за два года». Издержки высоких скоростей очевидны: на упомянутом форуме уже вели речь о координации денежной политики трех государств, а предприниматели – участники внешнеэкономической деятельности еще «переваривают» последствия первого этапа формирования ТС.
До сих пор, например, они вместе с бухгалтерами, аудиторами, налоговыми инспекторами не могут определиться с датой оприходования товаров. Таможенники ушли: кто теперь будет формировать реестры перемещаемых товаров? От ответа на этот вопрос зависит уплата косвенных налогов. И таких вопросов без ответов «внизу» очень много. Принцип пока один: главное – ввязаться, а война план покажет. Между тем флаги не только спускают, но и поднимают…
Комментарии