Уезжай в Китай, молодой учёный
На модерации
Отложенный
Двадцать лет назад большинство кандидатов в области молекулярных наук* в Соединённых Штатах продолжали работать в науке и организовывали свои собственные лаборатории в университетах по всей стране. Эти лаборатории стимулировали инновации и обеспечивали конкурентоспособность Соединённых Штатов в мировом масштабе. Сегодня, однако, только горстка моих друзей собирается продолжать работать в своих собственных лабораториях, хотя большинство хотело бы этого. Некоторые уйдут в производство, или консалтинг, или юриспруденцию. Другие, в целом, уйдут из науки.
Поскольку государственное финансирование науки и технологий уменьшается, людям, которые хотят стать учёными в Америке, совершенно невозможно фактически стать ими. Итак, когда моя подруга, недавно защитившая диссертацию по молекулярной биологии, попросила совета относительно карьеры, ответ был простым. «Уезжай в Китай», — сказал я ей.
Одно время уехать заграницу было обычным для американских учёных. Как правило, они уезжали в Европу по причине лучшего профессионального опыта и лучшего финансирования. Потом набрала обороты Холодная война и заставила действовать высокопоставленных американских политиков, что дало ошеломляющие результаты. Государственные инвестиции в науку и технологии революционизировали всё: от медицины до микропроцессоров. По словам Алана Лэшнэра (Alan Leshner), исполнительного директора Американской ассоциации содействия развитию науки, более 50-ти процентов экономического роста Соединённых Штатов со Второй Мировой войны было результатом науки и технологий. Но сегодня для многих учёных, особенно молодых, ситуация с государственным финансированием ужасн
Доктор Фрэнсис Коллинз (Francis Collins), директор Национальных институтов здравоохранения, рассказал сенаторам в этом месяце, что из каждых шести заявок на грант, которые получает организация, «пять намерены просить милостыню». Эта жесткая обстановка с финансированием вынудит американских учёных начать искать работу в других странах? Если они начнут, то не будет недостатка в возможных вариантах.
Глобальный научный ландшафт совершенно отличен от того, который был, когда я поступал в аспирантуру 10 лет назад. Возможности для современной науки появились во многих других странах. Выделяется Китай, но есть и множество других. Индия, Бразилия и Сингапур построили исследовательские институты мирового класса. Саудовская Аравия активно набирает исследователей в свой Научно-технологический университет имени короля Абдаллы. С его впечатляющим фондом в 10 миллиардов долларов — больше, чем в Массачусетском технологическом институте — американским учёным не нужно больше страдать от бесконечных зим Бостона. Чтобы не быть превзойдённым, в 2009 году Абу-Даби открыл Масдарский институт науки и технологий. У этих развивающихся стран ненасытный аппетит на хороших учёных.
Таким образом, они пытаются переманить наших.
Я провел примерно два года в Китае, занимаясь исследованиями по молекулярной биологии. Я работал в Национальной лаборатории агробиотехнологии и в Пекинском университете. Китайцы решительно настроены на науку. Правительственные расходы на научные исследования и разработки возрастают на 20 процентов в год в течение последнего десятилетия. Даже в середине финансового кризиса 2008-2009 годов, Китай продолжал ставить по-крупному на науку и технологии. Китай сейчас тратит 100 миллиардов долларов в год на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Королевское общество, национальная академия наук Великобритании, считает, что к 2013 году китайские учёные будут авторами большего количества статей в международных научных журналах, чем американские.
Китайские лаборатории — это современные интеллектуальные плавильные котлы из обученных на Востоке и Западе китайских учёных. Такая среда из креативности и трудолюбия создаст большие достижения. Китайские университеты активно набирают зарубежных учёных. Начальные условия могут быть щедрыми и в некоторых случаях сравнимыми с теми, которые получают молодые преподаватели в нашей стране. В будущем, Китай может стать лучшим вариантом для учёных из Соединённых Штатов, не имеющих финансирования своих исследований.
Что значит для Соединённых Штатов потеря некоторых из наших научных талантов? Вливание американской изобретательности может стать отсутствующим катализатором для страны вроде Китая, чтобы перепрыгнуть Америку в космических технологиях или разработке нового вооружения. Наш собственный экономический успех и безопасность зависели от иностранных талантов, таких как Альберт Эйнштейн, Эдвард Теллер (который разработал водородную бомбу) и Вернер фон Браун (который вел разработки по ракете-носителю «Сатурн-5», которая помогла Соединённым Штатам победить в гонке за Луну). Были бы мы также конкурентоспособны, выбери они вместо этого работу в России или Китае?
Талантливых учёных в нашей стране часто не замечают, потому что они не могут получить финансирование. Организации завалены заявками и часто вынуждены отклонять до 90 процентов получаемых ими предложений. К сожалению, ситуация, вероятно, дальше ухудшится, поскольку сокращения бюджета ограничивают доступные для исследований ресурсы. Таким образом, я начал уговаривать моих друзей подумать о своих карьерах более креативно. «Уезжайте в Китай», — сказал я им. Или в Сингапур, или в Бразилию, или на Ближний Восток. Если Соединённые Штаты не могут финансировать свои научные таланты, найдите страну, которая сможет.
Мэттью Стрэмло, выпускник колледжа Хаверфорд и Гарвардского университета, постдок** в Институте Броуд, аффилированном с Гарвардом и Массачусетским технологическим институтом.
Комментарии
То же и здесь. Уничтожив Советский Союз с его превосходной научной школой, Америка фактически осталась единственным крупным игроком на научном ландшафте, и как следствие отсутствии конкуренции, постепенно снизила научный уровень. Действительно, трудно оправдать необходиость гранта под "чистые" исследования, не приносящие ощутимого результата в короткий срок - если раньше надо было быть лучше "советов", то теперь этого нет. Моя знакомая, работающая в одном из крупнейших американских центров по изучению рака, жаловалась на уровень младшего научного персонала - студентов, постдоков - которые зачастую оказывались неспособны написать статью или сделать статистическую обработку 30 измерений. Старший же персонал, который использует гранты для поддержания видимости науки, нанимая то писателя статей, то программиста-расчетчика, фактически озабочен только тем, чтобы поддерживать свой статус "больших начальников".
На таком фоне нетрудно пропустить новые развивающиеся научные центры.
Отсутствие научной и технологической конкуренции, кстати привело и к завяданию а...
http://www.newsland.ru/news/detail/id/662608/cat/42/