Уроки Пушкина, или Каким надо стать русскому человеку

Всех россиян, независимо от политических взглядов, уровня культуры или вероисповедания, объединяет день Великой Победы. И ещё, пожалуй, только праздник 6 июня, день рождения нашей путеводной звезды - Пушкина, о котором давно сказано коротко и ясно: «Пушкин - это наше всё».

Ведь Пушкин - это не только сладкозвучный «небом избранный певец», но и учитель, посланный России судьбой, который порой преподаёт нам прямые уроки для назидания на примерах воплощений добра и зла, а чаще высказывает лишь «намёк, добрым молодцам урок».

Например, положительные герои «Капитанской дочки» - отец и сын Гринёвы, капитан Миронов и его жена и дочь - это люди с твёрдым сознанием долга. Этих людей можно обмануть, объегорить, можно воспользоваться в корыстных целях их простодушием, но ИХ НЕЛЬЗЯ СЛОМИТЬ. Капитан Миронов мог бы купить жизнь, признав (как Швабрин) Пугачёва великим государем, но он, оставаясь верным долгу, и стоя у виселицы, твёрдо отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пётр Гринёв легко мог бы оправдаться перед следственной комиссией, призвав в свидетельницы Марию Миронову, но самая мысль о том, что эта бесконечно дорогая ему девушка может быть втянута в судебное разбирательство, показалась ему настолько ужасной, что он предпочёл бы любой приговор такому бесчестью. И можно не сомневаться: Пётр и самую казнь смертную принял бы так же мужественно.

Почему это так важно подчеркнуть именно сегодня? Потому что корень всех нынешних бед России - не столько в нынешнем общественном строе, даже не столько в распределении собственности и стихии всеохватывающего воровства, сколько в отсутствии у большинства русских людей наших дней ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ И НРАВСТВЕННОГО СТЕРЖНЯ В ХАРАКТЕРЕ. Сегодня достаточно было бы иметь два десятка таких людей, как Пётр Гринёв, объединённых идеей служения России, чтобы изменить ситуацию без каких-то сверхъестественных усилий и потрясений. Но их нет, этих Гринёвых, или же они есть, но разбросаны, живут в разных местах, не зная друг о друге, и скорбят поодиночке о бедственном положении страны.

Но Пушкин преподносит нам уроки и на отрицательных образах: таких, как Германн из «Пиковой дамы» - вещи философской, мировоззренческой, глубоко полемической. В чём же смысл этого урока?

Одним из важнейших откровений христианства (а Пушкин был христианин) является концепция личностного Бога. Бог - это Личность, живая, со своими пристрастиями и предпочтениями (при этом совершенно справедливая и всеблагая). И это Существо повелевает миром. Впрочем, и человек может стать Его соправителем - надо только подружиться с Ним. (Ведь Христос в последний вечер Своей земной жизни, на Тайной вечери назвал Своих учеников уже не рабами, а друзьями. - Ин 15:14). Но чтобы стать другом Бога, нужно Его полюбить. А это не просто - Бог ревнив и требует любви полной: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене» (кроме Меня). Для христианина Господь и Бог наш Иисус Христос - это высшее воплощение красоты, благородства и святости, и Он принимает только такую всеохватывающую любовь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня... и кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:37-38). Такая любовь не всякому дана - иногда, чтобы обрести её, нужен нравственный подвиг. А у человечества всегда есть соблазн добиться своего без таких усилий: например, отыскать «сверхзаконы природы», конечные, «объективные», которым и подчиняется мир. А следовательно, и Бог. (У древних греков всесилен «сверхзакон» - Рок, которому были вынуждены подчиняться и сами боги.) Но и фетишизация научного, «сциентистского» мировоззрения тоже приводит к такому уклону: для одних учёных мир - это «волновая функция», для других - программа, которую надо прочитать. А в конечном счёте, получается богоборчество.

Чем занимается Германн, задавшись целью отыскать «три карты»? Ищет какой-то магический шифр, который может открыть тайну мироздания. И вроде бы этот шифр он получает. Но проигрывается. Почему? Причина этого так и осталась для него непонятной.

А между тем, ответ ясен: последнее условие было ловушкой, которую Германн не заметил: «Ты должен жениться на Лизавете Ивановне». Жениться? Что ж, ради трёх карт можно пойти и на такое! Но ему и на миг не пришло в голову, что для женитьбы нужно согласие двоих. А Лизавета Ивановна не даст согласия после того, как она окончательно увидит суть души Германна («Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!»).

Германн не понял, что миром управляет свободная воля - свободная воля людей так же, как и Бога.

Нет и не может быть никаких «трёх карт»: если бы они были, подлость оставалась бы ненаказанной, а противостоящая рациональности добродетель - не вознаграждённой.

Пушкин предвидел многие коллизии современного мира, корни которых кроются в этом неосознанном богоборчестве учёных, политиков, высоколобых интеллектуалов. Это богоборчество проявилось, например, в фетишизации генетики, которая якобы нашла свои «четыре карты» - аминокислоты, из которых состоит ДНК, и вот-вот вроде бы даст ответы на все вопросы. А между тем, она не может даже объяснить, как из совершенно одинаковых клеток получаются многоклеточные организмы, в которых клетки строго специализированы. А дальше - «евгеника», наука о выведении породы «лучших людей», клонирование человека и другие потуги на переустройство мира по собственному разумению.

Проявлением «сциентистского богоборчества» стала и гонка вооружений с «урановыми рудниками» и полигонами (и никто из её устроителей, наверное, не вспомнил пушкинское стихотворение «Анчар»). А что ожидает мир, если его судьбы будут решать «цивилизованные германны», можно видеть на примере «гуманитарной акции» НАТО в Югославии.

Но, пожалуй, самым ярким проявлением богоборчества в общественных науках и в политической жизни стала позиция российских либералов, которые, исходя из корыстного собственного интереса и желания навязать свою волю мирозданию, решили повернуть ход истории и построить в нашей стране капиталистическое общество по западному образцу. У них объявились свои «три карты» - «свобода личности», «права человека» и «гражданское общество». И как Германн, не получив от старухи-графини желанный ему ответ о тайне трёх карт, направляет на неё пистолет, так и либералы, не встретив сочувствия в народе, показали, что готовы «переломить через колено» не понимающую их страну.

Но дружба с Богом вообще несовместима с эгоизмом и паразитизмом, а капиталистическое общество, так желанное либералам, - это воплощение того и другого.

История требует, чтобы Россия из страны индустриальной эпохи превратилась в страну эпохи информационной. При этом история идёт только вперёд - и никогда вспять, даже когда, по видимости, делает такой зигзаг.

Словом, германнов всякого рода у нас ныне хоть пруд пруди, и увы, они, подобно напёрсточникам, своими манипуляциями с «тремя картами» увлекают очень многих наших легковерных соотечественников. Значит, очередной урок Пушкина очевиден: русским людям нужно перестать быть слишком доверчивыми, воспитывать себя в духе ответственности за свои слова и дела и строго спрашивать с власть имущих в случае серьёзных поражений.

И ещё. Чтобы противостоять германнам с их пороками, надо вырабатывать ту особенность русского менталитета, которую Пушкин определил как «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». И тогда новоявленных германнов будут убивать смехом.

И ещё два слова о «Евгении Онегине». Однажды А. Ахматова и Ф. Раневская решили пофантазировать, как бы выглядел конфликт Ленского и Онегина в наше «неромантичное» время. Раневская разыграла сценку, в которой Ленский порывался набить морду Онегину, затем они мирились и шли выпивать. Ахматова от души смеялась; ей и не пришло в голову, что пафос пушкинского эпизода ссоры двух друзей как раз в том, что Пушкин был бы рад, даже если бы она разрешилась столь комичным образом. Ведь он рассказал о покалеченной иностранной модой молодёжи (у нас, под влиянием оперы Чайковского, Онегина представляют зрелым мужем, тогда как на самом деле он такой же пацан, как и Ленский), об англомане и германофиле, которые, под влиянием модных представлений о чести, начали стреляться по первому пустяковому поводу. И, главное, Пушкин говорит нам о необходимости избавиться от эгоизма, от взгляда на людей только как на средство для достижения наших целей: «Все предрассудки истребя,/ Мы почитаем всех нулями,/ А единицами - себя...» Но великая цель не может быть достигнута, если в народе не возобладают люди самоотверженного склада.

Пушкин проявил глубины национального подсознания, неосознанного русского мировоззрения. Он явился «магическим кристаллом», в котором в концентрированном виде изобразился породивший его народ. И этот образ оказался родным и узнаваемым. («И долго буду тем любезен я народу...»)

Услышим же призывы Пушкина, усвоим его уроки, в них - залог успехов в нашем служении России.