Знание как способ угнетения быдла

На модерации Отложенный

Классик отечественной педагогики, П.Ф. Каптерев, считал, что «..то, что мы называем разумом человека, его сердцем, его волей, есть плод не индивидуального, а общественного развития, в нас, быть может, 9/10 общественных элементов и лишь 1/10 чисто личного начала.» Иными словами, общество воспитывает будущих своих членов. А раз так, то будущее нашего общества целиком и полностью зависит от того, как будет организована система образования в стране.

 Наблюдаемые сегодня изменения в подходах к организации образования, а также развитие технологий и информационного поля, идущее  опережающими темпами по отношении к развитию человека в плане образованности и культуры, ускоряет процесс разделения общества на четко сегментированные страты. 9/10 «общественного» во всё большем числе наших соотечественников ориентировано на потребление, развлечения и всё менее «озабочено» обязательствами перед окружающими, все менее «загружено» знаниями и культурой. И они не виновны в том, что общество сделало их «маргиналами» или в трактовке некоторых представителей «элиты» - «животными, существами даже не второго, а третьего сорта».

На примере множества фактов можно проследить, как новые подходы к организации системы образования и воспитания в нашей стране все более и более разделяют общество на группы «знающих», то есть обладающих властью над другими, и «обывателей» — людей, не обладающих знаниями и не обремененных культурой. Это очень опасная тенденция, способная привести к реальному воплощению в жизни модели квазитоталитарного общественного устройства, описанного Д.Оруэллом. Общества, в котором необразованное большинство («пролы») является управляемой питательной массой для элит. Фантасмогории Оруэлла казались чем-то несбыточным еще совсем недавно, но сегодня мы становимся участниками процесса целенаправленного строительства этого общества. И первым признаком такого строительства стало ограничение доступа к Знаниям. Причем Знание стало не просто товаром — оно стало способом управления, способом манипуляции людьми друг другом. При этом подлинное Знание искусственно делается сложно доступным: специалист теперь знает только то, что ему «положено» и не может решить задачу, выходящую за рамки его «компетенции», а «ученый» покупает себе диплом «ученого».

Цель этого человека — не развитие науки и поиск истины, а вступление в «касту посвященных» и повышение собственного благосостояния за счет наличия большого числа купленных регалий. Лишь небольшому кругу лиц, вхожих в элиту, открыта дорога к Знаниям и то только с одной целью — управлять «массовкой», разрабатывать новые способы управления и удерживать численность и качество народонаселения на нужном и безопасном для элиты уровне. Именно поэтому в сегодняшней системе образования ценность академических Знаний подменена ценностью «представлений о мире», подлинные умения и навыки — неопределенными «компетенциями», а содержательное Знаниями звание «специалист» — непонятным и пустым в своей сущности титулом «магистр» или «бакалавр». Выпускники школы сегодня имеют урывочные «представления» о мире, а выпускники ВУЗов, в массе своей, лишь бумажку о том, что они имеют «представление» о профессии.

При этом ошибочно думать, что разнообразие учебных заведений, учебных программ, развитие интернета и информационных технологий делает подлинное Знание доступным любому и каждому и что любой и каждый может при желании освоить его. Поставив себе задачу получить серьезное образование или найти ценные сведения по интересующему вопросу, мы сразу натыкаемся на ограничения, накладываемые бизнесом и авторским законодательством, защищающим, кстати, вовсе не автора, а владельца прав на знание или информацию. Вся сколько-нибудь ценная информация в современном мире доступна только за деньги или для ограниченного использования. Это и есть «цивилизованный» способ ограничения доступа к Знаниям.

Но на самом деле Знания — это достижение человечества, оно не может быть узурпировано в руках узкого круга лиц. Знания есть достояние всех людей, они должны быть доступны любому человеку без оглядки на его социальный статус и без дополнительных условий (оплаты и т. п.). И самое главное — способ донесения Знаний в государственной системе образования и воспитания должен быть подчинен единой задаче государства: созданию условий для гармоничного развития критически мыслящего, самостоятельного и ответственного члена общества. Методики и программы обучения должны давать возможность человеку раскрыть свои потенциальные возможности, реализоваться в любой деятельной области и обеспечить ему достойное, уважаемое и значимое место в обществе.  Так и только так должно трактовать обязанность государства перед гражданами в части обеспечения доступности образования.

Упомянутый в начале П.Ф. Каптерев еще в начале 20-го века писал: «Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности: основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны быть заложены. … Становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы».

Иными словами, главной задачей школы должна стать профессиональная помощь ребенку и его родителям в создании условий для самостоятельного становления нового члена общества. А задача профессионального образования (училище, ВУЗ) — помочь человеку глубоко и качественно освоить максимально широкий спектр профессиональных Знаний на системном, философском уровне, обеспечив тем самым возможность для приложения человеком своих талантов без ограничения в виде узкой сферы деятельности, ограниченной специализацией в дипломе. Полагаю, что лучший научный опыт отцов педагогогической науки Каптерева, Ушинского, Макаренко и многих других, достигших непокоренных вершин в деле организации и методического обеспечения массового образования, должен быть осмыслен и взят на вооружение современными родителями и учителями. Только вернув в семью  родительскую педагогику, а в школу — качество и подлинную научность, мы сможем гарантировать себе и своим детям будущее.