Переполох в бундестаге: дамы требуют закона о женской доле
На модерации
Отложенный
В немецком бундестаге переполох. В жарких дебатах скрестили полемические копья в основной своей массе народные избранницы - депутаты прекрасного пола… Вопрос, не на шутку возбудивший общественный темперамент народных заступниц, по-немецки обозначен термином "Frauenqoute", что в буквальном переводе на русский может звучать не иначе как… "женская доля". В смысле: доля присутствия женщин в некоем сообществе…
При этом жесткая полемика возникла не только между, как следовало бы ожидать, политическими противниками (цами), то есть представителями правящей Коалиции (фракций ХДС/ХСС плюс СвДП) с одной стороны и - с другой, традиционно, парламентской оппозицией в лице социал-демократов и "зеленых", а в большей степени… внутри самой Коалиции большинства. Проблема спора политиков формулируется так: следует ли в Германии законодательно вводить эту самую "Frauenqoute", то есть квоту, долю, обязательный фиксированный процент, предписывающий предприятиям в их правлениях и наблюдательных советах иметь на руководящих должностях определенное - ни большее, ни меньшее - число представительниц слабого пола? И в процессе возникшей полемики быстро выяснилось, что сколько спорящих, столько и мнений.
Почему эта тема возникла сейчас? Главный инициатор законодательного оформления "Frauenqoute", федеральный министр труда г-жа Урзула фон дер Ляйен ратует за то, чтобы в штате руководящих органов предприятий стало обязательным наличие не менее 30% женщин. Она напомнила, что еще в 2001 году мужчины - лидеры экономики клятвенно пообещали (и даже зафиксировали это письменно!) добровольно увеличить женское присутствие в руководстве своими предприятиями: "И что же сегодня? Обещания не выполнены, соглашение 10-летней давности трещит по всем швам!". При этом г-жа фон дер Ляйен, похоже, уже предварительно заручилась поддержкой своей позиции среди большинства женского состава депутатов - членов Коалиции в бундестаге. Больше того, запланированы и сроки.
"Мы будем вводить эту систему поступенчато, - говорит председатель женской группы коалиционной фракции ХДС Рита Павельски. - До конца 2013 года будет действовать свободная, добровольная квота, как и сегодня. А начиная с 2018-го, уже 30% должностей в составах правлений и наблюдательных советов предприятий будут заняты женщинами". И добавляет: "Шефы фирм, за 10 лет не сдержавшие своего обещания, будут испытать наше сильное давление. Я имею в виду - со стороны закона". Таких нарушителей Рита Павельски намерена "наказывать рублем", то есть… конечно, евро, а именно - "Мы не будем им выделять деньги из госбюджета"…
Правда, есть в позициях и нюансы. Так, коллега Павельски по партии, министр ФРГ по семейным вопросам г-жа Кристина Шрёдер (ХДС) отвергает единую для всех фирм "женскую квоту": "Государство не должно жестко навязывать предпринимателям, сколько женщин должно быть в правлении фирмы. Это решение было бы политически ошибочно и конституционно рискованно. Фирмы должны придти к увеличению доли женщин в руководстве постепенно, исходя из своей конкретной ситуации, оптимального результата достигнув через 2 года."
А представитель оппозиции лидер фракции "зеленых" Рената Кюнаст считает: "Так называемые гибкие и добровольные решения, предлагаемые госпожой Шрёдер, идут из прошлого. Доля присутствия женщин в руководящих структурах фирм должна быть не меньше 40 %."
Зампредседателя СДПГ и премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Ханнелоре Крафт еще более категорична. Она агитирует за обязательную квоту аж в 40 %: "Увы, горькая реальность сегодняшней Германии, что женщины при равной производительности труда получают зарплату, в среднем на 23% меньшую, чем мужчины". И партийный шеф социал-демократов Зигмар Габриэль тоже требует установления 40-процентного женского участия в составе руководящих органов фирм, и притом не с 2018 года, а - немедленно, с сегодняшнего дня.
Однако столь категорично настроены не все на верхних этажах власти. И, кстати, сама канцлер Ангела Меркель на днях высказалась против принятия закона о "женской доле". Что вызвало резкую критику, в частности, со стороны "женского правительства" Северного Рейна-Вестфалии (во главе с премьер-министром от СДПГ Ханнелоре Крафт и вице - "зеленой" Сильвией Лёрманн). Так вот, Х. Крафт назвала отказ Меркель от принятия закона об увеличении квоты для женщин, "свидетельством бедности и горьким разочарованием для многих женщин": "Экономика, построенная лишь на добровольных обязательствах предпринимателей, потерпит полный крах".
Кстати, как известно, сегодня Северный Рейн-Вестфалия имеет в лице Ханнелоре Крафт и Сильвии Лёрманн не только чисто женский политический тандем власти, но и, помимо этого, полное "половое" равновесие - ровно по 6 мужчин и женщин - в качестве министров в нынешнем правительстве земли.
- Меркель бросает на произвол судьбы всех компетентных женщин, рост профессиональной карьеры которых искусственно сдерживается структурами, напрочь захваченными мужчинами, - критикует министр эмансипации земельного правительства Барбара Штеффен ("зеленые"). - Последние исследования показывают, что предприятия с равнопредставленным в половом отношении руководством в большинстве случаев имели преимущество в соревновании с фирмами, возглавляющимися исключительно только мужчинами. И хотя канцлер прекрасно знает это, она вновь поддается давлению мужчин-членов СвДП…
В самом деле. Решительным противником законодательного введения "женской квоты" является федеральный министр экономики Райнер Брюдерле (СвДП). Так же, впрочем, как и все экономическое крыло Союза ХДС/ХСС. Аналогичного мнения придерживается и президент Немецкой торгово-промышленной палаты (DIHK) Ганс Генрих Дрифтманн, который убежден, что "предприятия, как и прежде, должны при назначении человека на ту или иную должность в правлении либо в наблюдательном совете руководствоваться исключительно деловыми качествами претендента, независимо от его половой принадлежности". Генеральный секретарь "либералов" (СвДП) Христиан Линднер, например, возражает вообще против такой постановки вопроса о "Frauenqoute": "Это не является задачей политиков - диктовать предпринимателям их собственную экономическую линию".
Сторонники же "Frauenqoute" ссылаются на удручающую, с их точки зрения, статистику. Так, согласно данным Германского института экономических исследований, по-прежнему подавляющее большинство "верхних этажей" руководства компаний находятся в мужских руках. А сократилась эта "мужская доля" в 2010 году по сравнению с 2009-м лишь "в гомеопатических дозах" - примерно на 2%… Что касается женщин, возглавляющих фирмы, то, например, из 100 крупнейших концернов НИ ОДИН не имеет шефа-женщину, а из 200 топ-предприятий руководят ими только 2 женщины…
Многие страны Европейского Союза сейчас обсуждают эту проблему. Ряд стран уже сделал в этом направлении законодательные шаги. Так, Франция установила квоты для женщин: с 2008 года - 20 процентов, а с 2017-го - 40%. Норвегия уже с 2008-го учится жить с квотой в 40%. Такова там "женская доля".
В Германии, кстати, известен пока лишь один пример выполнения предпринимателем своего обещания 2001 года: "женскую квоту" ввел в своем правлении концерн Telekom.
Все это хорошо. Но один немецкий публицист задался вопросом: "Конечно, полезно облагородить нашу экономику включением в руководство фирмами высококлассных специалистов-женщин. Но есть проблема: а где ж найдем мы столько квалифицированных специалистов женского пола?"… Вот в чем вопрос.
Комментарии
В нашей Думе лучшим политиком считаю Оксану Дмитриеву от СР.
Но если будут набирать по половому признаку,то в Думе,как раз и окажутся Кабаевы и Хоркины.