Москва и Киев разочарованы друг другом
Спустя год после подписания Харьковских соглашений не решены многие вопросы.
В четверг исполнился ровно год с того момента, как 21 апреля 2010 года президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали в Харькове соглашение о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота России в Крыму с правом пролонгации этого срока еще на 5 лет. В обмен на это Украина получила скидку на газ в размере $100 в случае, если цена на газ будет больше $330 за тысячу кубометров, или скидку 30% от суммы контракта, если цена будет ниже $330.
Впрочем, после нескольких лет российско-украинского «холодного мира», воцарившегося во времена правления Виктора Ющенко, Харьковские соглашения воспринимались многими не как просто договор «обмена флота на газ», а как настоящий прорыв в отношениях двух стран.
Представители России и Украины активно приступили и к решению других спорных вопросов в отношениях двух стран (вроде размежевания в Керченском проливе), и к поиску новых направлений взаимовыгодного сотрудничества.
Товарооборот между двумя странами стал стремительно расти и превысил $50 млрд в год. В результате украинская националистическая пресса просто взвыла: «товарообмен со слаборазвитой российской экономикой превысил объем товарных отношений Украины с 27 странами ЕС и США, вместе взятыми».
Впрочем, спустя год приходится признать, что и спорные вопросы так и остались не урегулированными, и совместные проекты так пока проектами и остаются. Разве что с российским участием началась, наконец, замена энергоблоков в Хмельницкой АЭС.
Впрочем, уже отрадным можно считать прекращение регулярно возникавших во времена Ющенко скандалов, связанных с дислокацией в Крыму Черноморского флота. И регулярные истерики по поводу того, кто у кого ворует газ, а кто недоплачивает за его транзит, вроде тоже отошли в прошлое.
Хотя, конечно, по тому же газовому вопросу и сейчас вырисовывается конфликтная ситуация. Дело в том, что когда в январе 2009 года после очередной «газовой войны» Владимир Путин сумел навязать условия контракта по принципу «бери и плати», украинская сторона сделала хитрый, как ей тогда казалось, ход. Она увязала в контракте будущие цены на газ с нефтяными ценами. Тогда это казалось очень выгодным Украине — в разгаре был мировой кризис. Цены на нефть стремительно катились вниз. Сейчас же картина обратная, цены на нефть и соответственно на газ, демонстрируют стойкую тенденцию к росту.
В результате цена российского газа для Украины в I квартале 2011 года составляет около $264, в IV квартале она может превысить $350 за 1000 кубометров (с учетом $100 скидки по Харьковским соглашениям 2010 года). Между тем, предел рентабельности для украинской металлургии – $280 за 1000 кубометров. Выше этой планки - с учетом крайне низкой даже по меркам Восточной Европы стоимости рабочей силы - себестоимость украинской продукции становится выше китайской.
И в этой ситуации и глава правительства Украины Николай Азаров, да и сам президент Виктор Янукович все более настойчиво начинают требовать от российских коллег пересмотра цен на газ (и отмены соглашения 2009 года, которое на Украине открыто называют «кабальным»).
Что ж, побывавший 14 апреля в Киеве Владимир Путин намекнул на возможность соответствующих скидок - при условии вступления Украины в Таможенный союз. Затем ответственный секретарь ТС Сергей Глазьев также подтвердил, что в случае вступления Украины в Таможенный союз только по газу годовая скидка для нее может составить $3-4 млрд в год. Но украинская сторона уперлась — вступление в Таможенный союз, видите ли, противоречит планам по созданию расширенной зоны свободной торговли с Евросоюзом.
То есть, вектору на «евроинтеграцию», которая на Украине закреплена фактически на законодательном уровне.
Украинские националисты — от тягнибоковской «Свободы» до тимошенковской «Батькивщины» - буквально изошлись в истерике по поводу «имперских планов Москвы». Янукович и Азаров, конечно, вели себя на порядок приличнее. Но и украинские руководители дали понять, что скидки на газ их интересуют, а Таможенный союз — мягко говоря, не очень. И предложили сотрудничество в формате «3+1» - параллельно с зоной свободной торговли с ЕС.
В такой ситуации Путину осталось только напомнить свое ранее данное предостережение — в таком случае страны Таможенного Союза будут вынуждены закрыть свой рынок для украинских и идущих через Украину товаров. С чем он и раскланялся, побывав на днях с визитом в Киеве. Правда, в ближайшие дни туда прибывает с официальным визитом президент России Дмитрий Медведев. Но есть большие сомнения, что и ему удастся сделать новый прорыв в российско-украинских отношениях. Хотя надеяться все же, наверное, стоит.
Российско-украинские отношения на нынешнем этапе мы попросили прокомментировать руководителя Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского:
- Если учесть, что до весны прошлого года отношения России и Украины были глубоко ненормальными, то Харьковские соглашения стали, конечно, большим шагом для нормализации этих отношений.
Принесли ли они конкретный результат? С экономической точки зрения для Украины они дали положительный результат – как для хозяев энергоемких предприятий, так и для трудящихся там коллективов, и для бюджета страны, конечно, тоже.
Другое дело, что в Украине просто очень тяжелая экономическая ситуация, и всем хотелось бы получить чего-то побольше. А так приходится брать кредиты у МВФ, которые непонятно как возвращать, приходится поднимать потребительские цены для населения на тот же газ, в рамках требований того же МВФ вероятно, что придется повышать пенсионный возраст.
В общем, проблем очень много. И, конечно, присутствовало у украинских руководителей прямо не высказываемое желание получить от России еще чего-нибудь. Поэтому, кстати, пробуксовывают переговоры по большинству совместных проектов и по спорным вопросам.
А российская сторона тоже не считает нужным делать лишние уступки, причем, заявляет об этом не стесняясь, что тоже уязвляет наших государственных мужей.Так что, конечно, есть определенное разочарование, что многие вопросы, которые, в принципе, можно было бы решить к выгоде и Украины, и России, так и остались нерешенными по сей день.
Причем, как я понимаю, это разочарование присутствует у обеих сторон. Но все-таки, я надеюсь, что со временем добрая воля и здравый смысл постепенно будут брать свое. Спорные вопросы будут решаться, а взаимная выгода окажется сильнее гордыни и алчности, что зачастую присутствует сегодня с обеих сторон. Все-таки сейчас психологический климат совсем не тот, что был еще два - три года назад, и стремление договариваться есть и с украинской, и с российской стороны.
Ну а те протесты, что на улицах устраивают националистические организации – они погоды здесь не делают. Еще меньше имеют шансы на успех у инициативы части депутатов Верховной рады (в основном из БЮТ) поставить вопрос о денонсации Харьковских соглашений. Просто для всех этих организаций это сейчас единственный способ саморекламы. Но на судьбу Харьковских соглашений они не могут повлиять никак.
Комментарии
http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2011/04/15/235163