Минэкономразвития против раскрытия хозяев офшоров

На модерации Отложенный

Минэкономразвития дало свое заключение на проект поправок в Гражданский кодекс, подготовленный президентским советом по кодификации законодательства. Министерство выступает против ограничения свободы договора и предлагает уменьшить количество оснований для привлечения руководителей и учредителей к ответственности по долгам  компаний. Минэкономразвития считает, что от зарубежных компаний, ведущих деятельность в России, не нужно требовать обязательного раскрытия бенефициаров, как этого хотели президентские эксперты.

Основные споры между президентскими экспертами и экономическим ведомством разгорелись по поводу ограничений свободы договора — совет по кодификации фактически предложил запретить заключение договоров, которые не прописаны к Гражданском кодексе. Однако, отмечают в  Минэкономразвития, эти предложения противоречат идее создания в Москве Международного финансового центра. Если они будут приняты, иностранные и российские инвесторы, которым необходимы гарантии защиты прав собственности и исполнения заключенных соглашений, будут продолжать совершать сложные сделки по нормам иностранного права. Решение данной проблемы, по мнению министерства, возможно путем расширения сферы применения принципа свободы договора при заключении сделок между предпринимателями до пределов, которые признаются в правовых системах известных финансовых центров.

Также Минэкономразвития раскритиковало требование президентских экспертов по обязательному нотариальному удостоверению  корпоративных решений. По мнению министерства, до изменения инфраструктуры предоставления нотариальных услуг введение данного механизма не приведет к планируемым улучшениям и может вызвать существенно больший рост издержек, чем предполагают разработчики.

Кроме того, министерство против раскрытия выгодоприобретателей офшоров при ведении финансовых операций на территории России. Эксперты президентского совета по кодификации в своем варианте поправок предлагали ввести такое понятие, как «депонирование достоверной информации об участниках и выгодоприобретателях иностранного юридического лица», что позволяет привлекать конечного бенефициара компании к ответственности. Однако Минэкономразвития сочло такое действие преждевременным, предложив раскрывать данные только по номинальным учредителям.