Губернаторский спорт: подковерные гонки

Губернаторские гонки из рутинного мероприятия стали большим спортом. Даже в таких малопривлекательных регионах, как Курганская область, вопрос о назначении нового губернатора надолго становится темой федеральных СМИ, не говоря уже о Дагестане, Татарстане, Саратовской области, где переназначения совсем рядом или довольно близко.

Почти всегда складывается впечатление, что Кремль долго думает и с трудом принимает решение. Модно возводить это к борьбе внутри тандема, но, не имея возможности наблюдать за ней, поделюсь совсем другим наблюдением. Во вторую половину нулевых в регионах активно подрастала молодая вице-губернаторская поросль. Часто это были люди, пришедшие из бизнеса, обретшие некоторую долю самодостаточности до занятия чиновничьих постов.

Так вот, большинство из них своей ближайшей карьерной целью видит переход в Москву, «столоначальником» в какое-нибудь министерство, или в администрацию президента. Многие, кстати, этой цели добиваются. Наверное, у каждого своя причина не слишком хотеть быть губернатором, но тенденция налицо. Поэтому даже если считать, что выбор новых губернаторов происходит в стерильных условиях и равно учитывает все реальные кандидатуры, этих кандидатур часто оказывается критически мало.

Впрочем, с чем бы ни были связаны пробуксовки в назначениях, вокруг них складывается интересный бизнес.

В губернаторской кампании теперь очень хорошо видны три этапа: до обнародования списка кандидатов от «Единой России», между обнародованием и принятием списка президентом (этот этап юридически может длиться до месяца – по Дагестану месяц и длился), и, наконец, между принятием списка и самим назначением. Пиар-стратегии заинтересованных сторон на разных этапах – разные.

Собственно, если по списку ЕР видно, что он соответствует самому задушевному желанию действующего главы, то дальше пиар, как правило, никому уже не нужен. Чаще всего, главам регионов хочется видеть вместе с собой спикера регионального парламента и главу регионального правительства.

Такой список считается ритуальным и показывает, что борьбы не будет. В Татарстане Шаймиев его на днях получил. В Дагестане Алиев тоже, как утверждается, хотел такого списка, но не сложилось, и сразу после этого противники почуяли запах крови: Алиев стал объектом самых ожесточенных информационных атак.



Сам факт списка, в котором вместе с губернатором – не только его очевидные сторонники, достаточен для рассуждений подрядных политологов о том, что губернатор якобы уже проиграл и не будет переназначен. Так происходит благодаря механизму формирования списков ЕР, часто совершенно закрытому.

Кстати, еще летом в регионах, ожидающих переназначения, была уверенность, что состоятся хотя бы какие-то официальные консультации по спискам с местными отделениями партии. В этой связи региональные газеты, все еще желающие писать про политику, подробно анализировали состав политсоветов местной ЕР, часто даже обнаруживали в них «антигубернаторские» фигуры. Практически никому из них шанса доказать свое «антигубернаторство» предоставлено не было.

Дальнейший алгоритм довольно прост. Если губернатор «клюнет» на разговоры о том, что список составлен не в его пользу, и будет публично утверждать, что Медведеву «подложили не то», – губернатора обвинят в давлении на Кремль. Если же губернатор промолчит – будут продолжать рассказывать о списке кандидатов как о его поражении.

Интересно при этом, что у инициаторов таких кампаний в регионах, судя по всему, есть довольно четкие – хотя не у всех одинаковые – представления о том, в каких СМИ опусы обо всем этом следует публиковать. Как рассказывают столичные пиар-консультанты, при найме их в регионах работодатель в первую очередь интересуется, насколько хорошо они знают, какие сайты просматривает после завтрака тот или иной федеральный чиновник.

А вот на что знание соискателей губернаторских постов (как и, видимо, их консультантов) не распространятся, так это на степень доверия к разным социологическим агентствам. Крупные российские социологические структуры, независимо от их близости к Кремлю, на «рынке» губернаторских назначений сейчас почти не играют, часто открывая дорогу конторам-однодневкам, явно созданным специально под очередное переназначение. У них большое будущее: федеральные чиновники в эфире все чаще показывают пример, как можно рассказывать о результатах соцопроса вообще без указания того, кто и когда его проводил.