Рост цен на нефть даёт России пространство для манёвра
При росте цены на нефть до более чем 100 долларов за баррель, Россия несколько увеличила свой вес на мировой арене.
Поступление нефтедолларов в правительственные сундуки ослабило беспокойство из-за дефицита бюджета и снизило срочность реформ . Хорошие отношения с Западом и, особенно, «перезагрузка»с Вашингтоном не так давят, когда экономика в хорошей форме.
Россия получает существенную прибыль от беспорядков на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сорт нефти «Урал»продавался на неделе по 113 долларов, сравните с ценой год назад в 75 долларов. Из этой цены 76,50 идёт в российскую казну. А пик нефтяных доходов компенсировал растущие слабости в других областях. Оказалось, что Газпром – гигант в области природного газа, до недавних пор бывший потенциальным оружием в российской внешней политике – потерял влияние в Европе на фоне подъёма конкуренции.
Мужественный премьер-министр Владимир Путин в конце февраля посетил Брюссель и гневно прочитал лекцию европейцам об энергетической политике и восстаниях в арабском мире. После долгих месяцев, в течение которых Москва и Вашингтон пытались отодвинуть на задний план разногласия по Грузии, президент Дмитрий Медведев две недели назад обвинил эту страну в угрозе безопасности Зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи, вблизи границы отколовшегося от Грузии региона.
Ранее в этом году потепление отношений России с Польшей оказалось испорченным из-за того, как было проведено расследование крушения самолета, в котором прошлой весной погиб президент Польши и другие высшие чины.
Но с ростом нефтяных прибылей пришла и опасность самоуспокоения. Бюрократы, подрядчики министерства обороны, пенсионеры и рабочие,в строительстве и финансах –все настаивают на получении выгод от приходящих денежных сумм, не говоря о нефтяных компаниях. Но деньги также кормят коррупцию, содействуют усилению финансовой непрозрачности и препятствуют попыткам реорганизовать систему –всё это может означать проблемы для России в будущем.
«Все основные группы в России имеют долю от роста нефте-прибыли, ― говорит Александр Озан, экономист и советник Медведева. ― Но это противоречит их же долгосрочным интересам».
Крупнейший производитель нефти
Для сохранения статус кво ― это мощная опора, которую Озан и другие считают нежизнеспособной.
Но, как указывает Сергей Гуриев, глава Новой Экономической Школы в Москве, любые изменения будут происходить за чей-то счёт, так зачем брать на себя риск, если деньги продолжают приходить?
В настоящее время Россия является крупнейшим поставщиком нефти. Когда цена резко поднялась в прошлый раз, в 2007, Москва была переполнена деньгами, а люди, близкие к Путину, полагали, что Россия совершенно самодостаточна и у неё нет нужды более глубоко взаимодействовать с Западом. Экономический кризис прошлого года заставил эти разговоры смолкнуть, и Медведев начал продвигать ориентированные на Запад программы модернизации и диверсификации, к снижению зависимости от энергетического экспорта.
Кремль в 2008 перешёл к стимулированию экономики, увеличив зарплаты бюджетникам и подняв пенсии на 35%. Теперь ему некуда деваться. При нефтеприбыли, составляющей 40% российского бюджета, по расчетам Института Экономической Политики Гайдара, любая цена менее 105 долларов за баррель оставит правительство с дефицитом бюджета.
«Это накладывает ограничения на проявление спеси, ― говорит Дэниэл Трейсман, политолог Калифорнийского Университета, который следит за развитием событий в России.
― Кремль стоял перед жёсткой нехваткой финансов, при грядущих парламентских выборах в конце года и президентских выборах в марте следующего года, так что своевременный рост доходов поможет существенно больше, чем стремление к агрессивному поведению.»
«Нам не нужны высокие цены, ― говорит Леонид Григорьев, экономист и бывший советник Мирового Банка. ― Нам нужны хорошие отношения, долгосрочный рынок и разумные цены». Причём он считает разумными цены порядка 70–90 долларов.
По его словам, Россия в любом случае не повернётся к Западу спиной. Но её руководители, особенно в год выборов, могут более отчетливо указывать на расхождения с Западом. В 2010 у России было достаточно внутренних проблем, и потому она активно пыталась избежать их за рубежом; теперь же, при наличии денег на решение внутренних проблем, осмотрительность может быть не столь насущна.
Трейсман, как и многие другие, считает, что из планов Медведева по модернизации вряд ли получится что-то существенное – это не те изменения, которые можно предписать сверху. Но вестернизация экономики России при наличии нефтяного пузыря становится менее вероятной. Такой пузырь помогает большим компаниям, которые, по словам Григорьева, уже доминируют в экономике в значительной большей степени, чем в других развитых странах, а это больно бьет по более мелким, которые тяготеют к воспитанию креативности и созданию рабочих мест.
Компьютерные фирмы, с высокими трудовыми затратами, пострадают, а по словам Гуриева, именно они составляют основу представления Медведева о будущем России.
Газпром теряет влияние
Путина так возмутило в Брюсселе частично именно европейское обращение с Газпромом, гигантской государственно компанией, которая когда-то имела неоспоримое влияние на европейском энергетическом рынке . Газпром был мощным инструментом в кремлевских руках, полезным для угроз Украине и напоминанию остальной Европе, что с Россией приходится считаться.
Но это всё было до того, как американские компании начали извлекать дешёвый природный газ из сланцевых отложений и до развития технологий сжижения природного газа (СПГ), что обеспечило возможность недорогой транспортировки морским путём.
Катар открыл новый СПГ порт для морской транспортировки в США, но когда не смог конкурировать там, то повернулся к Европе. Сегодня Европа может покупать газ в Катаре дешевле, чем получать по трубопроводу из России. Европейские компании пересматривают свои контракты с Газпромом –в сторону снижения –а Евросоюз настоял, чтобы Газпром отказался от своих трубопроводов.
Россия будет ещё продавать газ в Европу, по словам Пьера Ноеля, эксперта по энергетике английского университета Кембридж, «но порядок ценообразования меняется». Газпром, по его словам, в конечно итоге, так же будет вынужден меняться.
Но беспорядки в Северной Африке временно скрыли даже проблемы Газпрома. Когда ливийский трубопровод через Средиземное море был перекрыт, Италия, являющаяся вторым по величине клиентом Газпрома, уступила в своих попытках пересмотреть контракт.
Если производство в Алжире, намного более крупном поставщике, чем Ливия, будет разрушено ―это даст Газпрому возможность заставить вновь с собой считаться.
Комментарии
Результатом будет ещё больше долгов и ещё больше миллиардеров.
А для основной части населения главным результатом станет рост цен!
P.S. Где они вообще берут таких авторов?
Все эти деньги исчезнут!?
Следует читать <<Поступление нефтедолларов в правительственные карманы>>.