Ставропольцы станут белорусами?
«Вы за союз России с Белоруссией?» - спросила пожилая женщина в очках и протянула листовку.
Из текста я узнал, что активисты городского Протестного комитета, Русского историко-патриотического клуба и ряда других общественных организаций собирают подписи под обращением в поддержку референдума об объединении России и Республики Беларусь. В случае нежелания российской власти «быстрого и полного воссоединения братских народов», активисты предлагают провести, скажем так, «точечный» референдум о воссоединении Беларуси и Ставропольского края, и временной, до завершения объединения двух государств, передаче управления Ставропольским краем Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко. Ставропрольцы доверяют ему как честному человеку и опытному государственному руководителю.
Выбор в пользу Лукашенко обосновывается тем, что он:
«- не присваивал себе недра и землю;
- не разваливал промышленность и сельское хозяйство;
- не уничтожал систему образования и научные школы;
- не размещал доходы от продажи нефти и газа в своем кармане;
- не превращал страну в могильник ядерных отходов;
- не поощрял духовное разложение народа;
- не насаждал коррупцию для того, чтобы окончательно подорвать у народа волю к жизни и борьбе за укрепление государства».
Я встретился с одним из организаторов инициативы, руководителем городского Протестного комитета Игорем Маркеловым. Вот что он мне рассказал:
- Местная управленческая элита не справляется со своей главной обязанностью - обеспечить соблюдение законности, экономического развития, уважения прав человека. Мы неоднократно взывали о помощи и к губернатор, и к руководителям города, когда незаконно уничтожалось Успенское кладбище, когда физически расправлялись с правозащитниками, когда нагло вырубались деревья, когда городские власти украли у горожан подвалы, когда в зоне историко-культурного Мемориала «Холодный родник» толстосумы возвели элитную многоэтажку - и никакого толку. Власть молчит, а коррупционеры продолжаю свое черное дело.
Граждане передали в городскую администрацию пакет конкретных предложений по борьбе с коррупцией - молчание.
Полгода назад в краевых газетах было опубликовано обращение депутатов краевой думы к жителям края. Они призвали ставропольчан подняться на всенародную борьбу с коррупцией. Люди восприняли это как насмешку. Где ж коррупция сидит, как не в кабинетах начальников? Все понимают, что это заявление - показуха. Отчитались перед центром, мол, действуем. Прошло полгода - и никаких реальных сдвигов.
Чаша терпения переполнена. Мы не верим нашим властям. Мы не верим ни в их интеллектуальные возможности, ни в их порядочность, ни в их желание что-то менять.
Мы не желаем, чтобы они и дальше управляли нами.
Но есть человек, которому мы доверяем. Он на деле доказал свою государственную мудрость, умение думать о людях, проявил себя как честный и неподкупный политик.
Это - Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко. Мы хотим, чтобы он взял в свои руки управление Ставропольским краем, навел порядок, разогнал воров. И не сомневаемся, что под его руководством Ставрополье выберется из ямы беззакония и нищеты, в которую нас погрузили наши нынешние правители.
- Ну, и как народ реагирует? - поинтересовался я.
- Поддерживают.
Пару лет назад въезжавших в Ставрополь по трассе со стороны Невинномысска встречал громадный транспарант: «Внимание! Опасность! Ставрополь заражен коррупцией!».
Это - один из эпизодов борьбы Протестного комитета с тогдашним мэром краевого центра Дмитрием Кузьминым. Горожане восстали против незаконных вырубок деревьев, захватов земельных участков у школ, детских учреждений, придомовых территорий, против коррупции. Митинги, пикеты, палаточные городки, конференции, перекрытия дорог, сносы строительных заборов, сбор подписей под требованием об отставке главы города...Борьба была жесткой. Сегодня в городе новая власть. Бывший мэр скрывается от следствия где-то в Австрии и просит политического убежища. Губернатор тоже новый - Валерий Гаевский.
Власть, вроде бы, новая, но песни поет старые, убеждены правозащитники. Большинство высоких чинов из старой команды, которые участвовали в беззаконии, либо на своих местах, либо пересели в другие кресла, либо пошли на повышение.
Эта власть обрыдла населению.
Ставропольская инициатива свидетельствует о том, что общество подошло к критической черте. Низы уже не желают, чтобы ими управляли по старому. Обращение к такому экзотическому способу избавиться от своих неуважаемых властителей - через соединение с другим государством, это пока еще мирный вариант снять конфликт, не разрешимый в рамках существующих процедур. Это - уже проявление гражданского неповиновения, манифестация политической нелояльности. Отрицательная оценка не отдельным персонам правящего класса, а жесткий вердикт всему управляющему слою. В этой акции просматриваются контуры революционной ситуации, для мирного выхода из которой надо уже менять конфигурацию политического пространства. Люди уже готовы выйти в новое политическое измерение. Это должно стать неприятным сюрпризом для власть предержащих и обеспечивающих их интересы идеологов.
Жизнь поставила суровый диагноз: «верхи» и «низы» разъехались по разным полюсам. Это уже два мира, которые говорят на разных языках. Они по-разному понимают, что такое российское государство.
Я спросил себя: так за союз с Белоруссией я или против?
У меня нет готового ответа на этот вопрос.
Но я за то, чтобы вопрос о референдуме с этой повесткой дня в Ставрополе был поставлен. Только угроза такой неотвратимой кары может образумить элиту и заставить ее услышать народ. Если, конечно, она еще сохраняет способность на это.
Комментарии