Как экс-кандидат в президенты Беларуси машину времени использовал

Кандидат в президенты Беларуси на выборах-2010 Алексей Михалевич, отпущенный после двухмесячного заточения из застенков КГБ под подписку о невыезде сообщил 14 марта в своем блоге, что находится «вне зоны досягаемости белорусского КГБ». Вдогонку этого заявления движение «За Свободу» уточнило, что Михалевичу удалось выехать из страны под покровом темноты, а дорога в «надежное место» заняла сутки. Подобную точность следует расценивать, не иначе как намек на то, что независимая пресса располагает даже хронометрической  видеоверсией столь дерзкого побега.

По информации ряда интернет-изданий, беспаспортный Алесь «телепортировался» в Польшу в багажнике дипломатического автомобиля. В свою очередь первый секретарь посольства Польши в Белоруссии Павел Марчук заявил, что автотранспорт дипмиссии не использовался для вывоза за границу экс-кандидата. По другой версии, Михалевич мог уехать в Россию. Не исключено, что Алексей перекочевал в Украину. Однако по сообщению госпагранкомитета, Михалевич не значится в базах данных, как лицо пересекшее государственную границу.

Что тут думать и гадать, самый шустрый экс-кандидат, по всей видимости, затерялся используя «машину времени». Вспоминая слова из хита одноименной рок-группы можно легко предположить, что в исполнении Михалевича это далеко не перемещение в пространстве, а ремикс жизненной истории с печальным  финалом.

Лица стерты, краски тусклы

Напомним, что политик является обвиняемым по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года (ст. 293 УК). 28 февраля на пресс-конференции Михалевич заявил, что был отпущен из СИЗО после дачи согласия стать агентом КГБ. По словам экс-кандидата на пост лидера страны, он вынужден был пойти на это из-за ужасных условий содержания в СИЗО, которые нужно расценивать не иначе как пытки.

Как утверждал Михалевич, в тюрьме КГБ его ставили на растяжку в наручниках, выводили на холод, заставляли стоять у стены 40 минут, не выключали электрический свет в камере, пол в камере красили краской на ацетоне и заставляли дышать этими испарениями.

Непонятно, почему эти страшилки для взрослых не разделяют сокамерники политика? К примеру экс-кандидат в президенты Виталий Рымашевский сообщил БелаПАН, что меры воздействия, описанные в заявлении Михалевича, по отношению к нему не применялись. Еще один фигурант уголовного дела о массовых беспорядках Сергей Возняк заявил на пресс-конференции 28 февраля, что и к нему меры физического воздействия в СИЗО КГБ не применялись. «Однако тут важный вопрос, что такое пытки. Меня никто не бил. Но является пыткой или нет то, что… в камере нет туалета? Это серьезное испытание, прежде всего психологическое», — отметил Возняк.

Вслед сенсационным и красноречивым признаниям, совершившим разрыв уз  сотрудничества с «белорусским НКВД», 5 марта Михалевич сообщал прессе, что его вызывают на новый допрос. «Я не исключаю, что мне будет выдвинуто обвинение в клевете», — тогда нагнетал обстановку в СМИ экс-кандидат. К разочарованию публики, ничего подобного не произошло. После допроса, по сообщению БелаПАНа, политик констатировал, мол, сам разговор со следователем, который длился около часа, был «дежурным» и прошел «в полном соответствии с законодательством».

Не забыли в КГБ и об очередном применении пристрастия - Михалевичу, якобы  показали фрагменты видеозаписи с его участием, снятые скрытой камерой, на которой он «довольный и счастливый» пьет чай и разговаривает с сотрудником КГБ, в частности, отвечает на его вопросы, к примеру, об иностранных дипломатах. Эти видеозаписи, по словам Михалевича, были сделаны «после 10 января», когда он находился в СИЗО КГБ. Политик посчитал что, незаконное видео, снятое КГБ во время бесед с ним, очевидно, должно стать своеобразным «компроматом», чтобы уничтожить его репутацию как политика. Однако, отмечал Михалевич, в сложившейся ситуации это его «уже не особенно беспокоит».

…Марионетки в ловких и натруженных руках

Заслуживает уважения версия подполковника КГБ в отставке Валерия Костко. Он считает, что бегство Алеся Михалевича за границу может быть частью большой политической игры, затеянной спецслужбами. «Это бегство не стыкуется с логикой политика. Политик должен бороться. Михалевич не совершил никаких действий, за которые его можно было бы привлекать к уголовной ответственности. Вместе с Терещенко, Романчуком, Уссом больше помогал кандидату в президенты Лукашенко, чем боролся с ним» – заявил  отставной офицер в интервью «Белорусскому партизану».

Со слов отставного офицера, Алеся судить не за что. Если Михалевича не судить – возникает вопрос: а за что его держали два месяца в СИЗО КГБ вместе с Санниковым, Некляевым, Статкевичем? Если судить – за что? Ему ведь нечего предъявить. Поэтому, если бы Михалевич оставался тут, в Беларуси, то это было бы хуже для режима.

На самом деле: чего бояться Михалевичу? Давайте посмотрим. Появляется Михалевич в БНФ, быстро дорастает до заместителя председателя партии – БНФ разваливается; появляется в движении «За свободу» – мгновенно дорастает до зампредседателя, и движение тоже разваливается. Политической силы за Михалевичем нет никакой, идеи - тоже нет. Почему же его в таком случае держали два месяца в КГБ – разве он является ключевой фигурой?

И вообще, каков резон уезжать из страны, если ты отпущен под подписку о невыезде? Подписка для фигуранта дела – знак его безопасности для режима. Ведь посмотрите - не было бы этих абсурдных судов, все давным-давно уже забыли о выборах. А так не только говорят о фальсификациях, так еще и о судах, и о заключенных, и о пытках...

Там, где ведется некая игра, – там наблюдаются информационная возня. Все говорят про Михалевича, и забывают про Некляева, Санникова, Федуту. Если даже в этой игре КГБ не задействован – значит, это безрассудная игра политика с необузданными амбициями: «Банка греметь–гремит, а внутри-то – пусто».

К Михалевичу сегодня накопилось больше всего вопросов, чем к какому другому экс-кандидату, он самая хитрая фигура в этой игре. Здесь может одно простое объяснение. На Западе не слишком доверяют старой оппозиции, а на кону стоят огромные деньги.  Поэтому вырисовывается логичная забота режима – подсунуть человека, который сумеет перехватить финансовый поток.

Куклы так похожи на людей

Михалевич поступил, как «настоящий» мужчина – оставил семью и свинтил за границу! Неужели он такой же муж и отец, как и оппозиционер? Жена и две маленькие дочки политика пока находятся в Минске. «Я не знаю до конца, что произошло», – отметила СМИ Милана Михалевич после исчезновения супруга. Жена ничего не знает о том, где сейчас может находиться ее муж, а может просто делает вид, что не в курсе: «Мне самой интересно, как он уехал, особенно в связи с теми версиями, которые распространяются СМИ. Я никаких подробностей не знаю. Мне мой муж не звонил, ничего не сообщал».

По словам Миланы, супруг оставил в квартире все вещи, в том числе все предметы личной гигиены, и уехал «совершенно спонтанно». Последний раз Милана видела Алеся 12 марта. «Он ушел из дома совершенно нормально, на встречи, которых у него было 20-30 в день. Мы с ним попрощались как обычно», – пояснила Милана Михалевич.

На вопрос, не собирается ли и она с детьми оставить Беларусь, жена политика отвечает категорически: «У меня никогда не было мысли, чтобы куда-то уехать – ни сейчас, ни в будущем. Это мой дом, моя страна, здесь школа, где учатся мои дети. Не думаю, что где-нибудь в другом месте они найдут что-то аналогичное. В 23-й гимназии – их друзья, их одноклассники».

С учетом того, что срок истечения давности по преступлениям, в которых обвиняется Михалевич не менее десяти  лет, вполне предсказуемо, что на протяжении этого времени Алесь не соизволит возвратиться к семье.

«Я очень надеюсь, – говорит Милана, «озадаченная» исчезновением мужа, – что ситуация, в которой оказались мы, будет разрешена раньше чем через десять лет. Я не предсказатель, но мы привыкли надеяться, верить и делать все то, что мы можем, для того, чтобы ее изменить. Сейчас для меня главное то, что он жив, что он в безопасном месте. Очень надеюсь, что он сможет закончить ту работу, которую начал после того, как вышел из СИЗО».

Вполне возможно, что Михалевич покинул страну, чтобы защитить семью и себя от преследований, хотя это очень изощренный способ защиты. Нормальный мужик сначала бы семью вывез в Европу, а уж потом делал заявления о пытках, о вербовке и о себе думал... Или он уверен, что семью никто не тронет – тогда это уже совсем другая история.

Создается впечатленье, что куклы пляшут сами по себе

Лидеры белорусской оппозиции неоднозначно расценивают поступок экс-кандидата в президенты Алеся Михалевича, нарушившего подписку о невыезде.

Лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич сочувственно полагает, что экс-кандидату в президенты Алесю Михалевичу могли серьезно угрожать. «Я понимаю, что ему были серьезные угрозы. У него маленькие дети, вполне возможно, что он покинул страну, чтобы защитить семью, себя от преследований», – заявил Милинкевич агентству «Интерфакс-Запад».

В то же время оппозиционный политик Александр Козулин негативно отозвался о данном шаге Михалевича, назвав его безответственным. «Вряд ли этот человек имеет какую-то ответственность, в первую очередь перед семьей, перед друзьями, перед обществом», - заявил Козулин в интервью «Интерфакс-Запад».

Экс-кандидат в президенты, сопредседатель оргкомитета создающейся партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский, также проходящий по делу о беспорядках 19 декабря и отпущенный под подписку о невыезде, считает, что «эмиграция Алеся Михалевича может осложнить ситуацию для людей, находящихся под подпиской о невыезде».

Также считает и экс-кандидат в президенты Григорий Костусев, также находящийся под подпиской о невыезде.

Один из организаторов кампании «Говори правду!» Сергей Возняк, обвиняемый по делу о массовых беспорядках, отбыл в «американке» 41 день. В конце января его выпустили под подписку о невыезде. Возняк отметил, что никогда не сделал бы так, как Алесь Михалевич, потому что не считает себя ни в чем виновным и не боится суда. Но прежде всего - чтобы не навредить другим. Сергей подчеркнул: «Человек, который находится под подпиской о невыезде, должен думать не только о себе, но и о тех людях, которые сейчас находятся в следственном изоляторе. Я уже не думаю, что нас обратно вернут. Но я беспокоюсь, что у тех, кто там находится, были шансы выйти под подписку о невыезде, и эти шансы сейчас уменьшились».

По сути, побег пойдет только на пользу Михалевичу – геройский герой ничем не рискует. Если политика и разыщут, ему может быть только изменена мера пресечения снова на арест. Ни уголовной, ни административной ответственности за нарушение подписки о невыезде нет. 

Следствие могут проводить и без участия Михалевич, также дело могут выделить отдельно, приостановить его и объявить политика в розыск. Но как будет на самом деле, пока говорить рано. В связи с тем, что Алесь не в Беларуси, логично объявить его в национальный розыск, а затем и в международный. И затем, когда он объявится в какой-либо из стран, требовать его экстрадиции в Беларусь по тем процедурам, которые закреплены в нашем законодательстве и международными договорами Республики Беларусь.

Получается, что настоящие герои - скорее те, кто сидит в СИЗО? Или у КГБ появился прекрасный повод вернуть всех, кого выпустили под подписку, в СИЗО?

Почему тайные покровители не бросились помогать Некляеву, Радиной, Халип… Неужели кто-то еще всерьёз полагает, что можно втайне организовать такое мероприятие как побег, с человеком, за которым наверняка должно было вестись негласное наблюдение, особенно после его сенсационных заявлений? По меньшей мере, странно, что такого «героя» и «врага КГБ» ночью оставили без опеки.

В любом случае сложно поверить, что Михалевич со своими 0, 3% рейтинга представлял угрозу для режима. А его и «прессовали», и «компру» на него сливали, но когда и этого оказалось недостаточно, то решили его «сбежать».

Ах, до чего порой обидно, что хозяина не видно 

Версия побега крайне анекдотична. Примеряя на себя маску «неуловимого Джо», Михалевич перехитрил сам себя. В основу его неуязвимости, а точнее абсолютной нужности в Беларуси, положен отличный повод легализации его как агента за рубежом. Иначе в чем тогда смысл всех его геройств?

По сути, он еще ничего не сделал, а уже заручился званием «героя». Конечно, ему сейчас будет комфортно рассуждать о пытках в тюрьмах, сидя в мягких креслах на встречах в «свободных» странах, а расплачиваться за эти его удобства будут бывшие соратники. Вот и весь героизм. Кому он выгоден?

Рано пока недооценивать гэбэшников: сбежал – значит так надо. Михалевич никому реальной угрозы не представлял, а остальных теперь под подписку не выпустят. Тем более семья Алеся здесь, значит можно будет его легко поставить на место.

Или Михалевича послали к Зенону с ледорубом или полотенцем? Тогда Позняку придется остерегаться поездок в Мексику и распития чая с «друзьями»! Не надо громких слов про «борьбу» из-за кордона, Хватит, уже имеется один такой «барэц Зянон», думаю второго не надо. Борьба издалека неоправданна.

Уехал, да и хорошо. Вся его компания, все его действия изначально были нацелены на это. Те, кто хорошо знаком с ним лишь, подтвердят это. Как политик республиканского масштаба Михалевич не состоялся, вот и пришлось ему извлечь максимум выгоды из сложившейся ситуации. А ведь парень относится скорее к категории тех, о которых говорят, что он продаст, купит и снова продаст и каждый раз с выгодой для себя. От предложений поработать в его команде веяло обычной подработкой. Никаких идейных соображений, просто коммерция, как и вся его компания, рассчитанная на этот итог. И хотя, по отзывам близко знавших его людей, он далеко не глупый человек, но о таких в народе говорят «жидок», именно жидок который сам из себя особо ничего не представляет, но жутко хитрый. Такой везде и всегда найдет выгоду.

И мы верим простодушно в то, что кукла может говорить.

Статью под названием «Письмо из-за рубежа. Не хочу быть героем « Михалевич прислал в редакцию интернет-газеты Naviny.by. Редакция утверждает, что существовала предварительная договоренность о том, что Алесь будет писать в рубрику «Мнение». Письмо от политика датировано 14 марта, время получения - 00:46 по белорусскому времени. Многие журналисты полагают, что Михалевич направил его уже из-за рубежа. Получается, что письмо в редакцию политик отправил на 26 минут позже, чем написал в своем интернет-блоге о своем побеге за границу.

«Я хотел остаться человеком и никому не вредить, заниматься семьей и зарабатывать деньги, сохранив совесть», -- признался он в письме бывший кандидат в президенты. И все же настораживает, что местонахождение Михалевича до сих пор точно неизвестно.

P.S.

Как можно точно убедиться, что Михалевич действительно за пределами Беларуси, а не похоронен заживо, как это сделали особо ретивые журналисты с Некляевым? В интернет можно выходить, представляясь любым человеком, как и имитировать его присутствие хоть в Польше, хоть в Антарктиде. Напрашивается логичный финал этой истории, развивающийся по мотивам довольно известной песни: «Кукол снимут с нитки длинной и, засыпав нафталином, в виде тряпок сложат в сундуках»...