Закон велосипеда
Кажется, Альберт Эйнштейн уподоблял жизнь езде на велосипеде: «чтобы сохранять равновесие, ты должен продолжать двигаться». По логике вещей, этот закон должен распространяться и на экономику.

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»
Собянин как нарушитель конвенции
Порой не пойму я нашего президента – вот прочла его беседу со столичным мэром и как-то озадачилась. Ему бы пальчиком Сергею Семёновичу погрозить за перегрев московской экономики (это ж с ума сойти – рост в 5,5%), а он вроде как одобряет. Но ведь Собянин, можно сказать, нарушитель – какая там «мягкая посадка», когда высокотехнологичное производство в городе выросло аж на 221,5%. Если так пойдёт и дальше, да ещё другие регионы станут брать пример с флагмана, не видать нам снижения ключевой ставки…
Ладно, не стану дальше ёрничать, но вопрос задам. Так всё-таки опережающий рост – это хорошо или опасный перегрев? Конечно, Москва – ещё не вся Россия, но доля её в экономике страны превышает 21%. Что тоже представляет собой некоторую проблему – хорошо, когда локомотив такой мощный, но не может же он в одиночку тащить за собой весь состав. И даже восемь «паровозов», которые производят больше половины российского ВВП. Понятно, так называемые новые, а по сути, исторически наши регионы в расчёты пока не входят – там речь не о росте, а о восстановлении после военной разрухи. Но остальные-то почему тормозят?
Если брать передовиков по отраслям, то на первом месте, как и следовало ожидать, оборонно-промышленный комплекс с прибылью больше трёх триллионов рублей. Соответственно и выпуск продукции вырос по ряду критических позиций в разы. Отличные результаты показало и сельское хозяйство – тоже ожидаемо, поскольку и внимание государства к АПК, и (пусть кому-то и покажется странным) санкционный режим пошли отрасли на пользу. А вот успех фармацевтики лично для меня стал несколько неожиданным: рост производства на 30% весьма впечатляет. И, конечно, объём железнодорожных грузоперевозок, говорящий об активности экономики, который вырос на 12%.
Как по мне, так за любой из этих показателей надо хвалить и гладить по головке – молодцы, здорово справляетесь с обстоятельствами, внешними и внутренними. С другой стороны, хотелось бы, чтобы и в географическом, и в отраслевом разрезе картина выглядела бы более насыщенной. Однако отрадно уже то, что речь идёт о наиболее чувствительных областях экономики, торможение в которых может нанести урон не только макроэкономическим показателям, но и безопасности страны. Или, может, я ошибаюсь?
Двойная арифметика
На встрече Владимира Путина с «Деловой Россией» затрагивали и этот вопрос. Правда, очень осторожно. Дескать, мы понимаем, надо бороться с инфляцией и всё такое, но не охладить бы экономику до состояния майских заморозков, доставших нас в этом году. В ответ президент с лёгкой улыбкой дважды сказал о «мягкой небольшой посадке», имея в виду, что нам она никак не повредит, а даже пойдёт на пользу. Само собой, с большим начальством спорить не принято, однако вопросы снова возникают.
Вот, например, мы с некоторой долей снисходительного злорадства говорим о том, что европейские страны болтаются на самых низких отметках роста, а Германии третий год подряд грозит позорный ноль. Или мы чего-то не понимаем, и права известная поговорка: что немцу смерть, то русскому хорошо? Чего-то сомневаюсь. Вряд ли кто-то радуется тому, что обезумевшая майская погода выморозила в России свекловичные посевы и оставила без урожая садоводов. Тогда как с точки зрения «охлаждения» экономики вроде бы и неплохо…
Непонятно только, с чего бы это участники встречи всё старались как-то похвалиться успехами, а о высокой ключевой ставке, обрезающей развитие, говорили робко и с ноткой извинения. Ну да, против макроэкономического красноречия Эльвиры Набиуллиной мало кто выстоит, вон и президент соглашается… Ведь как красиво и умно звучит: выход на сбалансированную траекторию роста. А вовсе никакое не падение. То есть экономика той же ФРГ уже достигла сбалансированности, ибо что может быть более абсолютным, чем нуль? Разве что рецессия…
Мы с вами на себе ощущаем всё давление инфляции и, видимо, не я одна удивляюсь, что она не сдаётся, несмотря на жёсткость денежно-кредитной политики. Возможно, путь борьбы с этой заразой, выбранный в качестве магистрального, не такой и эффективный? Давайте для очистки совести ещё раз заглянем в умные книжки, где говорится и о причинах инфляции, и о методах борьбы с ней.
Ну, главная причина – на поверхности. Если спрос больше предложения, цены на товары и услуги растут, это как дважды два четыре. Здравый смысл (в пару с «невидимой рукой рынка») подсказывает очевидный способ борьбы с дисбалансом – увеличивать предложение, то есть – производство товаров и услуг. Но для этого в производство надо вложить какие-никакие деньги, не ту мелочь, что в кошельке, а сумму посолиднее. Тогда, выходит, надо занимать – при ключевой ставке в 21% можете предположить, во что вам такой кредит обойдётся. Не то, чтобы очень привлекательная арифметика получается. Хотите, двойная, но в любом случае неподъёмная.
А между тем, в ряду причин инфляции числится и рост издержек – он неминуемо становится следствием удорожания заёмных денег по всей производственной цепочке.
Взять хоть те же автомобили, которые у китайцев сделать получилось, а у нас – всё проблемы и проблемы. Так прикиньте, сколько для одной легковой машины требуется материалов и комплектующих, а потом перемножьте… Да, в Китае примерно то же самое, с одним лишь отличием: государство помогает производителям на всех этапах, вплоть до выхода на международный рынок, причём не забывая и о сопутствующих производствах.
Кажется, наши предприятия тоже не могут похвастаться недостатком внимания, во всяком случае, в определённых отраслях (не удивительно, что их перечень совпадает с перечнем «передовиков»). Но вот какая история: те же оборонные предприятия деньги занимают, пусть на льготных условиях, но всё равно – в кредит. И что-то здесь не вяжется. Специальная военная операция – дело государственное, и продукция оборонки, надо полагать, относится к категории госзаказа. Не логичнее ли тогда финансировать военные заводы напрямую, без сложных процедур перечисления в банк, субсидирования ставки и так далее? Ну да, тогда банки останутся без заработка, но мы что, так богаты, чтобы плодить «воздушные», ничем не обеспеченные деньги? А так, глядишь, выпадет лишнее звено, и издержки для хозяйства в целом несколько сократятся. Впрочем, это уже из области фантастики, кто ж у нас осмелится банки обидеть?
Тогда, может быть, есть смысл присмотреться к московскому опыту, где власти ухитряются не загонять бизнес в угол? Кстати, здесь-то как раз делают акцент на особо критичных позициях: информационных технологиях, замене импортного софта, электронике. И вдобавок к госзаказу (гарантия сбыта, как вы понимаете) предоставляют условия, которые побуждают предпринимателей набирать темпы роста, а не чесать в затылке в размышлениях: как справиться с неподъёмным кредитным процентом. И это тоже арифметика. Или простой расчёт – что важнее.
Разумеется, как любому руководителю, столичному мэру можно задать кучу вопросов – одни самокатчики чего стоят, да ещё бордюры эти бесконечные… Но одну претензию я не стала бы ему предъявлять: насчёт перегрева городской экономики. По-моему, температура вполне здоровая, жизнеспособная. А вот опытом попросила бы поделиться, причём в федеральном масштабе.
А по-другому можно?
Да по-разному можно, если оглядеться по сторонам. Мы пока что идём, так сказать, «турецким путём», и успехи на этом маршруте у нас весьма условные, больше напоминающие статистическую погрешность. Не ведаю, насколько болезненно воспринимает высокую учётную ставку тамошняя промышленность, но не думаю, что с удовольствием.
В Китае вот тоже озаботились в 2023 году растущей инфляцией и приняли срочные меры. Прежде всего снизили (снизили!) ключевую процентную ставку на 25 базисных пунктов – для того, чтобы стимулировать кредитование и потребительские расходы. То есть – даже в первом приближении – меры, диаметрально противоположные тем, на которых настаивает наш мегарегулятор. Ясно, какие-то там китайцы нам не указ, и тем не менее – нет ли смысла проанализировать логику их действий?
Таким же перпендикулярным выглядит и стимулирование внутреннего спроса – у нас Эльвира Сахипзадовна как раз настаивает на том, что спрос надо душить на корню. А если подойти с другого конца, как уже не раз предлагалось, и стимулировать приращение товарной массы? Ох нет, с высокой ключевой ставкой вряд ли получится… Да и поддерживать малые и средние предприятия всеми возможными способами, как это делают в Китае, тоже выходит поперёк денежно-кредитной политики ЦБ. Не пойдёт.
Но вот в чём незадача – китайской экономике все эти «перпендикулярные» нашим меры идут на пользу, а жёсткость российской ДКП, кроме неприятностей, ничего особого не несёт, как бы ни говорили нам о том, что инфляция якобы поддаётся. Что там говорит статистика, дело десятое, зато ценники в продовольственных магазинах точно не врут. И при существующем положении вещей будущее просматривается не очень радужное. Холодный май – по народной примете насчёт хлебородного года – может, и пошёл на пользу зерновым, но урожай овощей и фруктов если не загубил целиком, то ополовинил. Включая картошку, с которой и так в этом году были проблемы. Добавьте к этому, что нынешний кредитный процент не позволяет фермерам ни купить, ни взять в лизинг технику, обрезая и другие необходимые траты, и полу́чите не пустые прилавки, конечно, но выросшие цены на еду. Это, кстати, и есть инфляция, если ещё не сопоставили…
Сходная ситуация может сложиться – и складывается – и в других отраслях. Такой ли итог нужен стране? Боюсь, что нет. К слову сказать, я с трудом представляю себе некий диалог, в котором представитель финансового блока с удовлетворением говорит о том, что темпы роста национальной экономики падают. Слышала только у нас, в России. «Мягкая» это посадка, небольшая или влекущая за собой неведомые пока проблемы, трудно сказать. Падение – это всегда плохо, по-другому не бывает.
Значит, надо как-то менять явно отжившие стереотипы. Учитывая, что в экономике многих стран сейчас положение не самое хорошее, не надо бы создавать ещё и рукотворные тормоза, помимо тех, которые и так существуют – по объективным обстоятельствам или по субъективному произволу наших недоброжелателей.
На днях кто-то из экспертов предложил некий паллиативный вариант: созвать за закрытыми дверями представителей финансового блока и тех, кто способен выдвинуть альтернативную точку зрения, пусть поговорят начистоту, может, до чего и договорятся.
И разговор такой требуется как можно скорее. А ещё лучше – конкретные действия. Иначе велосипед, у которого педали крутятся всё медленнее, может и упасть.
Комментарии