Как не превратить школы в богадельни?
Одна из самых важных сегодняшних тем - это тема повышения пенсионного возраста. Не так давно журнал «Эксперт» выступил с целым рядом статей по этому поводу. И их позиция, я думаю, что такова во многом и позиция власти, отчасти, состоит в том, что повышать пенсионный возраст необходимо. Но делать это нужно медленно, чтобы ни у кого не было каких-то болезненных ощущений и чтобы не было шока у общества. Аргументы сторонников повышения пенсионного возраста очень логичны, с ними очень легко согласиться.
Да, действительно, 55 лет для женщины - это не старость. Да, действительно, если наши люди доживают до пенсии, то они живут долго. Очень многие мужчины не доживают просто до 60, а вот после 60 они проживают достаточно долго. Да, действительно, стариков будет становиться все больше. И на пенсионную систему будет ложиться все большая и большая нагрузка. Совершенно не факт, что ее выдержит бюджет, притом, что, к сожалению, Пенсионный фонд пребывает в вечном дефиците. Да, действительно, нынешние пенсии просто нищенские. Их необходимо повышать, и эти повышения уже озвучены, и будут продолжаться. Таким образом, пенсия будет достигать, может быть, когда-то заветных 40-60% от заработной платы, как это есть везде.
Опыт многих развитых стран говорит нам о том, что пенсионный возраст должен быть выше, что пенсионная система должна быть не только государственной, но отчасти ее должны формировать работодатели и сами люди. Все это так, действительно. Здесь есть просто одна маленькая деталь, которая всегда ускользает от внимания. Она связана вот с чем. С тем, что у нас довольно много сфер, где сейчас работают пенсионеры и люди предпенсионного возраста. И эти сферы практически полностью им отданы. Например, вся социалка. Кто сидит в собесах, кто принимает квитанции за квартплату? Это обычно женщины 40-55 лет. Кто разносит почту и т.д.?
Вот у нас есть очень много сфер, где практически нет молодых. И кое-где это нормально. Но, к сожалению, у нас одной из таких сфер стало образование, где очень много людей близких к пожилому возрасту или уже пожилых. Но если социальная сфера уже практически отдана на откуп, и никто не сомневается в этом, то вот в сфере образования постоянно происходят какие-то попытки привлечь туда молодежь, что в школы, что в ВУЗы. Вроде пока не сдаются. Пока вот вроде, что-то, как-то пытаются шевелиться. Если пенсионный возраст будет повышен - сфера образования уже легально будет полностью отдана всем этим людям.
Потому что я пока нигде не слышал, что на образование будут тратиться большие деньги, чем они тратятся сейчас. Это, во-первых. А, во-вторых, я пока не вижу, чтобы образование становилось привлекательным для молодых людей с точки зрения не только зарплаты, но и вот с точки зрения общей комфортности. И повышение пенсионного возраста - это просто отмашка того, что вот все образование - оно для людей за 40. Учитывая, что у нас там и сейчас-то все не ахти, и очень сильно не хватает, во-первых, молодых людей, во-вторых, мужчин, переход пускай медленный, пускай постепенный, окончательно все угробит на самом деле. Окончательно превратить образование в такую богадельню, в плохом смысле этого слова. Если собес - это богадельня в хорошем смысле слова, то образование будет богадельней в плохом смысле слова.
Сам этот клинч, который получается, объясняется довольно просто. К сожалению, у нас есть очень много примеров того, как вот у нас не то, чтобы правая рука не знает, что делает левая, а у нас просто при выработке каких-то стратегических решений, не принимаются во внимание огромное количество рисков с ними связанных. Нам скажут: «Да ладно, бог с ним, как-нибудь это образование само разрулится. В конце концов, у нас тут бюджет, у нас тут просто миллиардные выплаты и т.д.». Масса проблем, которые нужно решать. И, действительно, повышение пенсионного возраста отчасти эти проблемы решает.
Но оно создает другие проблемы в других сферах, в которых формально люди, которые будут заниматься пенсионной системой, вообще не будут иметь никакого отношения.
Ну, в школах много женщин после 40. Они скажут, что это же не наша проблема, это же вон проблема Фурсенко. Пускай Фурсенко решает. А Фурсенко будет ходить и ломать голову, что ему делать. Не в самой вот идее повышения пенсионного возраста, а вот в этой вечной несвязности, вот здесь кроется главная проблема. Это проблема, кстати, не только Москвы, но и других городов.
И поэтому, мне кажется, что нужно, прежде чем повышать пенсионный возраст, нужно просто сесть и подумать, где еще кроме образования эта благая идея может обернуться злом. И я боюсь, что здесь речь пойдет не только об образовании, но и о целом ряде других отраслей, типа здравоохранения. Готова ли система здравоохранения к изменениям? Большой вопрос, никто не спрашивал. Может, и готова, может, и нет. Надо подробно выяснять и подробно разбирать очень много сопутствующих сфер, когда мы касаемся таких тонких вещей, касающихся огромного количества населения.
На самом деле, здесь опять же тоже проблему привлечения, как минимум, молодых людей в образование, можно было решить просто щелчком пальцев. Нужно было просто отменить для учителей всех школ военный призыв. Это решило бы проблему на самом деле. Потому что школа затягивает же на самом деле. Очень много молодых людей, которые пошли бы в школу «косить», года через 3 остались бы там, при соответствующем росте зарплат, конечно. Но, естественно, что Минобороны этот рубеж не сдало бы никогда.
Да, действительно, уменьшается количество призывников. И оно бы еще уменьшилось, если ввели бы эту новую отсрочку. Но вообще-то в современной армии не нужно дофига народа, мягко выражаясь. В современной армии нужно мало народа, но квалифицированного. Мы 10 лет не можем перейти на контракты. Это к кому вопросы? Это вопрос к Минобороны, которое уперлось рогом и не может сделать нормальный переход на контрактную армию, о чем вообще-то говорилось очень давно уже.
Но при этом они не сдадут ни одного призывника ровно потому, что эти люди мыслят, как и все генералы вчерашней войны. Они сидят себе такие каждый, как Жуков, и они мыслят перемещениями дивизий по картам. Вот они, значит, двигают эти невидимые дивизии. Плевать, что у них в невидимых дивизиях уголовники, больные. Плевать, что от этих невидимых дивизий люди просто откупаются. Все это неважно. Важно, что вот так в голове у них там все, так хитро работает, непонятно как. Это тоже большая проблема того, что Министерство образования, которому вот кровно было выгодно бы это, совершенно не имеет никакого влияния на Министерство обороны. И понятно, что любая инициатива, с которой Министерство образования выйдет к Министерству обороны будет воспринята весьма скептически.
Существует еще одна проблема, что пенсионерам иногда нечем заняться. Но, во-первых, это не всегда так. Пенсионеры, если они сами хотят, они поют, пляшут, встречаются, устраивают танцы и еще что-то. Они находят, чем себя занять. Но если они не находят, то да, это проблема того, что не создается какое-то комьюнити. Но вот эту проблему никак не решить сверху. Не может приехать генерал-губернатор и сказать: «Здесь будет комьюнити пенсионеров!». Если его нет, его и не будет.
Поэтому вот, я думаю, что как раз с ростом числа пенсионеров, количество комьюнити будет увеличиваться. Ровно потому, что людей будет становиться больше, людей со сходными интересами. Кто-то будет марки собирать, кто-то бабочек, кто-то будет обмениваться рассадой друг с другом, еще чем-то. Поэтому я думаю, что здесь нет прямой проблемы. Потому что очень во многих маленьких городках, очень во многих деревнях все прекрасно существует. Люди прекрасно себя занимают, обеспечивая вполне себе досуг, и живут душа в душу. И совершенно не- важно, сколько им лет.
Комментарии
и что? После ВУЗа с военной кафедрой итак никакой военный призыв уже не грозит. Так что никакого мотива идти в школу за грошами- нет