Как "НТВшники" приговорили бомжей

На модерации Отложенный

...это было не судилище, это была казнь. Словесная, гражданская казнь.

Совсем недавно я писала, что ток-шоу - это своеобразное судилище, на которое я больше ни ногой. На прошлой неделе обманом и лживыми обещаниями «моего» Ваню, сироту из Иркутска, заманили на НТВ, а он очень просил меня быть с ним, пришлось согласиться, хотя ничего хорошего я не ожидала. Но все оказалось еще хуже, - это было не судилище, это была казнь. Словесная, гражданская казнь. Думаю, мэр Читы будет рад.

Впрочем, по порядку.

1. Подготовка.
Информационным поводом к шоу послужило выраженное публично сожаление мера Читы о невозможности (пока?) получить лицензию на отстрел «бомжей».

Мне позвонил приятный и вежливый парень Михаил Алферов из ток-шоу «НТВшники» и стал расспрашивать о проблеме. Я говорю, если Вас интересуют проблемы бездомных людей, то давайте я Вам дам ссылки и расскажу - у меня и в ЖЖ друзьях есть бездомные и при том целые семьи. Потому как проблема отсутствия жилья и регистрации огромна, многогранна, но часто малоизвестна. Упомянула об очень толковых изданиях Сети «За преодоление социальной исключенности» и Питерской «Ночлежки».

Парень подробно все расспрашивал, радостно получал ссылки, - мне аж показалось, что можно, наконец, проблему бездомности в СМИ поднять с быдло-уровня «вонючих бомжей» до уровня рассмотрения причин и профилактики попадания в тяжелую ситуацию и ущемления прав людей, по разным причинам не имеющих своего жилья или постоянной регистрации по месту жительства.
Как раз типичный пример - это Иван, который после детдома в Иркутской области не получил жилье, был поставлен на очередь, которая подойдет в лучшем случае через 139 лет. Мы временно зарегили его у нас дома, чтобы он смог получить медполис и прочие блага цивилизации для устройства на работу. Администратор М. заинтересовался Ваниной судьбой, к тому же у Вани скопились интересные бумаги - ответы наших важных лиц на его обращения в Госдуму и в Совет Федераций, также он писал Президенту (и Путину, и Медведеву).

Через пару дней М. позвонил и сказал:

- Все! Решено! Ваня у нас будет ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ! Его история очень интересна и показательна, мы пригласим в студию депутатов из разных партий, куда Ваня обращался и попросим у них ответа (в ЕР и ЛДПР Ваню отшили, только Комоедов из КПРФ попытался помочь).

 

- Хорошо, - говорю. - А кто еще будет на шоу?

Этот вопрос оказался самым сложным. Мне пришлось задать его несколько раз устно и письменно, но ничего, кроме «депутаты и артисты», я не услышала. Только один последний раз М. проговорился, сказав «журналист Александр Никонов».

- Тот самый?

- Нет-нет! Другой!

Это явное вранье подстегнуло все мои худшие подозрения. Я написал М. письмо, что оставляю за собой право покинуть студию, если начнется хамство, оскорбления и разговор не по существу. После чего М. написал, что Никонова не будет, мол, «мы ж интеллектуальное шоу, не какое-то там «пусть говорят».

И эту вот фразу об их культурности-интеллигентности и не похожести на скандальное «пусть говорят» я еще несколько раз услышала за кулисами от разных администраторов.

Еще я подозревала, что на программу пригласят А.В. Пентюхова - начальника отдела по работе с бездомными в г. Москва. Мы с ним давно знакомы, я его уважаю, потому что он старается улучшать ситуацию, но есть у нас и разногласия.

«Ну уж если такое прям серьезное интеллектуальное шоу, - думаю, - надо подготовиться». Подняла литературу, свои записи, списалась с И.З. Карлинским, правовым консультантом «Ночлежки», отсортировала Ванины документы....

2. Съемки.
Начало.

По приезде в студию первого, кого я увидела, был, конечно, Пентюхов! Я обрадовалась Андрею Владимировичу - с ним можно вести разговор о бездомных, так как уж он точно в теме. Понятное дело, что депутаты и артисты проблему досконально не знают и ничего, кроме общих фраз той или иной эмоциональной окраски не скажут.

Потом я увидела Елизавету Петровну Глинка, чему тоже обрадовалась, так как это мы ее когда-то на Павелецкий «сманили», ну и вообще знакомы, и она за права бездомных выступает и людей домой отправляет и т.д.

И ничего, как говориться, не предвещало... Перед началом мне еще раз напомнили, что «у нас все культурно и уважительно, поднимете руку, Антон Хреков Вам обязательно даст слово»... Но только вот почему-то «главный герой» Ваня должен выйти во второй половине программы...

В зале нас с А.В. Пентюховым посадили рядом. Так мы с ним практически всю съемку друг с другом и разговаривали по существу темы )), слова нам практически не давали.

Первое, что с самого начала резануло слух - все ведущие (их было четверо) и участники упорно называли бездомных «бомжами», только так и почти никак иначе, что слышалось довольно странно, агрессивно и враждебно.

Когда же я, наконец, добилась слова, у нас с Хрековым примерно такой вот диалог получился:

- Хотелось бы вас предостеречь и попросить - бездомных людей не надо называть бомжами. Потому что это слово неправильное, отрицательное.(я точно не помню, как выразилась)

Хреков отвечает:
- А почему не надо?!

Мы так называем. Есть такое слово в языке.
- Нет такого слова, это аббревиатура. Это все равно, если Вас назову «журналюгой».
- Не надо нас тут учить, как нам вести передачу!

Больше мне слова практически не давали... Да и не собирались изначально.

Как выяснилось в процессе - двое из ведущих хорошие друзья Елизаветы Петровны Глинка и, похоже, они хотели это шоу сделать для того, чтобы дать ей слово. Это неплохо, только, на мой взгляд, они перестарались - во время съемок возникло ощущение, что ее противопоставляют вообще всем, при этом она в центре разговора о «заразных, пьяных бомжах» - что тоже не очень. Спасло то, что сама она хорошо говорит))) Ну да ладно, я в чужие пиар-акции не хочу вмешиваться. Дай Бог, чтоб на пользу.

Бездомная пара.

Затем в студию позвали бездомную пару Надю и Руслана. Начали их с пристрастием допрашивать. Они стеснялись, тушевались, но и ответить им особо не давали. Потому как все уже за них решили - кто они, что они, какие они...История о том, что Наде не отдают новорожденного сына, потому что у нее нет документов, особо никого не расстроила, мол, у бездомных, как у собак, можно отбирать щенков, они же не люди, они «бомжи»..

В конце программы, когда вышел предприниматель из Екатеринбурга, бывший заключенный, бывший бездомный, который занимается бездомными, - всей студией накинулись на Надю с Русланом - «поедете к нему?? Отвечайте давайте немедленно, народ требует - поедете???» А что они могли ответить? Они вообще первый раз этого человека увидели.. Они испугались. Из зала кто-то весело крикнул:

- Да там не наливают!

Зал, ведущие и участники одобрительно загоготали, захлопали в ладоши. Приговорили...

Зато на НТВ наливают - перед съемками всем предлагали - «для храбрости», и некоторым довольно настойчиво. В Ваню таки без меня влили рюмку коньяка.

Похоже, бездомной паре тоже налили, чтобы разговорить. Напоить, чтобы поиметь - так интеллигентно и культурно.....

Ваня.

К моменту, когда, наконец, позвали Ваню, я уже все поняла. И уже жалела, что нет в студии «того самого» Никонова. Ему хоть как-то можно было бы возражать. Потому что тот бред, который звучал в студии, преподносился под таким сладким и красивым «цивилизованным» соусом, что возражать было бы не так просто и не всем понятно. А по сути происходило словесное приговаривание бездомных, полная стигматизация и отчуждение от мира «живых». Так относятся к бездомным животным, но никак не к людям.

Я ДИКО жалею, что не покинула студию, продолжала присутствовать в надежде, что дадут высказаться.

Итак, Ване задали несколько вопросов, было видно, что он волнуется, поэтому плохо говорил, его надо было разговорить, но это никому не было нужно, не интересно, не важно. Вот, собственно и все, что касалось на съемках Вани.

Добавлю лишь, что бездомной паре заплатили за съемки 5 тысяч рублей, Ване - ни копейки, хотя знали, что из-за проблем с документами он недавно лишился работы и остро нуждается в поддержке.

 

3. После бала.

Когда позорище окончилось и все начали расходиться, к Ване и к бездомным НИКТО не подошел. Руслана с Надей вообще обходили, как прокаженных.

Ваню за кулисам встретили смущенные лица администраторов, которые уверяли, что не ожидали такой «подставы», что в последний момент «сверху» все поменяли и спустили другой сценарий, и что они все дико извиняются и что - если что - будут его иметь в виду... Я бы сказала проще: «будут иметь» )))

Я подошла к бездомным, стала выяснять, в чем у них проблемы с документами. Выяснилось, что у Руслана последняя прописка - в Москве, мы пошли к Пентюхову «на прием», он пояснил, куда Руслану поехать и что сделать. В общем, наметили план действий. С Надей сложней, но она очень хочет вернуть сына...

Еще мы обменялись адресами с девушкой из Читы - надо попробовать решить проблемы с Олегом, он оттуда родом, там же и сидит, может быть, ему помогут оформить инвалидность и решить вопрос с жильем, так как он выпускник детдома, не реализовавший свое право на жилье...

Так что какой-то гешефт извлечь удалось, наверно....

 

Вместо эпилога.

Как выяснилось, до НТВ судьбой Нади и Руслана занимались журналисты из газеты «Твой день» и репортеры "Лафньюс". Пообещали помочь вернуть ребенка. Сына правда нашли, показали фото родителям. Опубликовали статью с именами, фото, точным указанием места обитания бездомных, после чего это место кто-то сжег. Люди зимой оказались без приюта. Хорошо, что ребят приютила бабушка за уход (не за квартиру, квартира уже подписана родственнице). На звонки Нади редакция не отвечает.

В вечер после съемки кто-то позвонил на квартиру к бабушке, где они живут и, представившись уголовным розыском, предъявлял претензии в грубой форме, что, мол, она «бомжей» к себе пустила, обещал на следующий день «прийти и все проверить»....

Никто на следующий день не пришел. Наверно, лицензию на отстрел ждёт.