Белорусская оппозиция обиделась на Россию

На модерации Отложенный

В случае ухода Лукашенко отношения с Россией могут ухудшиться, а некоторые арестованные демонстранты могут подвергаться пыткам в изоляторах КГБ, рассказали белорусские оппозиционеры на брифинге в одной из правозащитных организаций. После брифинга спецкор "НР" Алексей Романов взял у них эксклюзивное интервью.

А.Р.: Что сейчас происходит в Белоруссии? Каковы настроения белорусов?

Б.О.: Десятки человек до сих пор находятся в изоляторах КГБ Минска, и со многими из них до сих пор нет никакой связи. Для того, чтобы психологически «сломать» людей, их держат в одиночных камерах, и проводят восьмичасовые допросы. При этом к людям могут месяцами не допускать адвокатов. Например, адвокат кандидата а президенты Андрея Санникова в последний раз был у него в конце декабря.

А.Р.: - К задержанным применяют пытки?

Б.О.: Я думаю, что да, хотя и не могу утверждать, что ко всем поголовно. Лично меня избивали в КГБ Минска, пытаясь выбить признательные показания. Со мной практиковался метод, когда за каждый отрицательный ответ на вопрос следователя меня ударял стоящий рядом сотрудник (речь идет о задержании на предыдущей акции белорусской оппозиции, до 19 декабря 2010г. - прим.ред). При этом, я простой активист. Насколько я знаю, наиболее неугодных власти оппозиционеров пытали с помощью пластиковых пакетов, то есть до того момента, пока люди не начинали задыхаться, чтобы выбить из них признательный показания. В любом случае, это наносит большой вред здоровью. Я мог бы еще рассказать на эту тему, но не думаю, что вы захотите знать об этих подробностях.

А.Р.: А как вы думаете, подвергали ли пыткам таких известных лиц, как кандидаты в президенты Беларуси Владимир Некляев, Андрей Санников или руководителя Хартии-97 Ирину Халип?

Б.О.: Я думаю да, безусловно.

А.Р.: Тогда почему они молчат об этом?

Б.О.: КГБ настолько их запугало, и держит под полным контролем сейчас, у них просто нет возможности ничего сказать.

А.Р.: Сейчас на территории Белоруссии остаются два задержанных россиянина, Артем Бреус и Иван Гапонов. Как вы думаете, какова будет их судьба?

Б.О.: Мы убеждены, что вы узнаете об их освобождении в самое ближайшее время. Сейчас они являются предметом политического торга между Кремлем и Лукашенко. Поскольку и Сергей Лавров, и даже Дмитрий Медведев упоминали об их судьбе, есть очень высокая вероятность, что скоро они отправятся на родину. Насколько я знаю, этим вопросом очень активно занимается российское консульство, а это тоже показатель - вряд ли послу это само в голову пришло. При этом, на днях двадцатилетнему белорусскому парню, который был задержан на площади, дали четыре года колонии строгого режима.

А.Р.: Каковы сейчас ожидания белорусов? Возможна ли в стране революция по ближневосточному сценарию, подобная той, что происходит сейчас вЛивии?

Б.О.: Я думаю, нет. Менталитет белорусов очень спокойный. Белорусы готовы выходить на протестные акции в очень редких случаях, как это было 19 декабря, когда все физически устали от издевательства над выборами. В Минске на улицы вышло пятьдесят тысяч человек, Лукашенко испугался, и это было видно по его поведению на инаугурации и последующих пресс-конференциях. На одной из них он оговорился «по-фрейду», назвав себя «первым президентом России» - по-видимому, это его давние мечты. Так что следующей массовой акции мы можем ждать лишь через пять лет - в канун очередных президентских выборов.

А.Р.: Может быть белорусы довольны положением дел в стране, довольны широкой социальной поддержкой населения? Ведь в стране стабильность, на улицах чистота...

Б.О.: У нас действительно чисто, но белорусы не связывают уборку улиц с деятельностью Лукашенко. Сейчас средняя зарплата в Беларуси 400$. При этом малый и средний бизнес в стране находится в плачевном состоянии, КГБ его в буквальном смысле душит. Например, если предприниматель начинает зарабатывать больше прибыли, чем положено по закону, он совершенно официально должен отдавать ее государству.

У белорусов нет вообще никакой свободы, они не могут заработать. А абсолютное большинство крупных и средних предприятий, находятся либо в руках государства, либо принадлежат госчиновникам. При этом, многие из них убыточны. Более того, промышленная продукция, произведенная в Беларуси, например столь известные грузовики «Белаз», или белорусская обувь, абсолютно неконкурентоспособны в Европе. Все на чем держится бюджет Белоруссии - это дешевая российская нефть, которая приносит 3 из 7 миллиардов долларов государственного бюджета.

А.Р.: У белорусских демократов нет обиды на Кремль, который столько лет спонсирует режим Лукашенко?

Б.О.: У части демократов, безусловно, есть. И по этому поводу в демократической оппозиции Беларуси даже произошел раскол - многие из демократов высказались резко против фильмов «Крестный батька», которые транслировало НТВ.

А.Р.: Как это повлияет на отношения с Россией, в случае прихода к власти в Белоруссии демократичных сил?

Б.О.: Я думаю, подачки от России сократятся, но Беларусь не останется без поддержки. Скорее всего, демократические власти возьмут курс на скорейшую интеграцию в Евросоюз, а также на диверсификацию экономики. В конце концов, стоит сделать упор на сельское хозяйство, ведь Беларусь - вторая страна в Европе по площади пахотных земель.

А.Р.: Какие у вас отношения с КГБ и государственным телевидением Белоруссии? Это правда, что перед выборами в стране была значительная либерализация?

Б.О.: Это правда, что европейские политики пообещали Лукашенко 3 млрд евро за нормально проведенные выборы. Естественно, теперь никаких денег он не получит, и все надежды остаются только на Россию. На государственном телевидении показывали кандидатов от оппозиции, разрешали ездить по стране, агитировать - в 2006 году не было и такого. Но независимые социологические опросы показали, что Лукашенко с рейтингом в 30 или даже 40% не удалось бы выиграть выборы в первом туре. Итог всего этого - кровавые события 19 декабря в Минске. Тогда была действительно массовая расправа над противниками режима. Было задержано около тысячи человек, многие из которых с разбитыми головами, сломанными ногами. Милиционеры ломали ноги даже девушкам, и для них это еще «цветочки» .

Действия КГБ показали, что никаких выборов Лукашенко проводить не собирался - очевидно, что на протяжении всей предвыборной компании органы не дремали, и собирали на всех участников досье. Я думаю, его план был таков - говорите все, что хотите, но после выборов вы за это ответите. И сегодняшние действия белорусских властей подтверждают эти слова.

В ночь на 20 декабря в своих квартирах были арестованы десятки человек, милиционеры просто выбивали двери и хватали всех более менее заметных активистов. Понятно, что это было подготовлено заранее.

А.Р.: Сейчас в Белоруссии проходят какие-то оппозиционные акции? Их показывают по телевидению?

Б.О.: Время от времени акции проходят, но сейчас КГБ действует на опережение. Если есть какое-то подозрение на связь человека с оппозицией, то никто не даст гарантии что на следующей день рядом с ним не остановится машина, куда его грубо и без вопросов затолкают для того, чтобы отвезти в КГБ.

Государственное ТВ показывает акции оппозиции, но при этом безжалостно режет картинку, вырывает из контекста слова, для того, чтобы у зрителей сформировалось совершенно определенное мнение об оппозиционерах.

Интернет более свободен, поскольку его невозможно поставить под полный контроль. Но единственный интернет-провайдер страны принадлежат государству, и подключение возможно только по паспорту, как и покупка сим-карты.

Также, власти спокойно могут ограничить людям, подозреваемым в связях с оппозицией въезд и выезд из страны. Правда, это касается по большей части Европы - с Россией границ сейчас фактически нет.