Дмитрий Медведев и национальная платежная система

Каждые полгода я устраиваюсь на работу. В одно и то же место - на Философский факультет МГУ. Работаю я там по договору на четверть ставки старшего преподавателя. Каждые полгода я приношу в МГУ целую стопку документов, чтобы переподписать договор новый на следующие полгода. Вообще-то, часть из этих документов в виде копий и переписанных данных уже и так есть в университетской бухгалтерии, в планово-финансовом отделе факультета, у кадровика, на кафедре и еще у каких-то чиновников в каких-то кабинетах. Но, на всякий случай, я беру с собой все, что может неожиданно понадобиться.

И вот, что я с собой беру.

Паспорт общегражданский. Заграничного не имею, да он не так уж и нужен - на загранкомандировки мне рассчитывать сложно. Паспортные данные нужно заносить, по российским обычаям, чуть ли не во все возможные документы. А делать это приходится очень часто, так что я свои уже давным-давно запомнил наизусть. Я даже цифры своего советского паспорта до сих пор помню, хоть это уже, кажется, никому не нужно (слава богу).

Трудовую книжку. Хоть и устраиваюсь я на четверть ставки, но мало ли какие документы людям могут понадобиться? Трудовых книжек у меня как-то много развелось, целых две. Так что я беру ту, которая в данный момент не лежит где-нибудь.

Справку с основного места работы.

Карту социального страхования. Ее надо ксерить с обоих сторон, и ксерокс подавать вместе с остальными документами, как то: заявление на имя декана, два экземпляра договора, карточку индивидуального учета, ту самую, где сзади надо написать свою автобиографию, представление кафедры на меня и, кажется, еще что-то, чего я так прямо сейчас и не упомню.

Военный билет. Поскольку я устраиваюсь на четверть ставки - его можно и не носить, в принципе.

Диплом о высшем образовании. Его надо отксерить и пришпилить к остальным бумагам.

Диплом о присвоении кандидатской степени. С него тоже надо снять копию. Для этого на кафедре имеется соответствующий аппарат.

Диплом о прохождении курсов повышения квалификации. Ну, мало ли, вдруг понадобится?

Полис обязательного медицинского страхования. Вроде бы, его не надо, но так, на всякий случай.

Выписку из банка о наличии счета. Ее выдают в местном университетском отделении Сбербанка. Затем клочок бумажки с заветными цифрами транзитом через папку моих бумаг откочует из факультетского ПФО в университетскую бухгалтерию. Разумеется, именно эта мелкая бумажка с рядом цифр, по причине собственной плюгавости, теряется чаще всего.

Свидетельство о получении ИНН.

Уфф... кажется все, папку документов собрал!

Впрочем, скоро, кажется, через год, этот список может быть дополнен еще одним документом.

Выступая в среду, 23 декабря 2009 года на совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества президент России Дмитрий Медведев создать национальную платежную систему и организовать на ее основе выдачу социальных карт всем гражданам страны. Вот эту социальную карту НПС, возможно, уже в ближайшем будущем, будут требовать от меня факультетские чиновники.

Вероятнее всего, эта карта будет заменой нынешней сбербанковской Maestro, на которую раз в месяц мне переводят зарплату. Дело в том, что на сегодняшний день 85% рынка отечественных платежей принадлежат платежным системам Visa и MasterCard, внедрение российского их аналога выглядит привлекательным и масштабным проектом.



Проектом, вполне в духе модернизационных установок президента на расширение информатизации общества (как считается, национальная платежная система позволит расширить рынок безналичной оплаты госуслуг) и увеличение российского присутствия в наиболее информационноемких отраслях экономики. Как подчеркнул в своем выступлении на Госсовете Дмитрий Медведев: "Стратегические информационные технологии - это одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, переваливает за полторы тысячи".

Разработка и построение единой национальной платежной системы мыслится президентом страны как интегральный момент преодоления цифрового неравенства российских регионов. Как указал президент: "Должны быть существенно расширены возможности по оплате государственных услуг и получению социальных выплат в безналичной форме. Для этого необходимо создать национальную платёжную систему и обеспечить равные условия для участия в ней всем банкам. Именно на её базе и должна быть в настоящий момент, в ближайшее время организована выдача социальных карт гражданам страны".

Идея национальной платежной системы существует уже давно. В сентябре этого года Центробанк РФ совместно с Минфином предложили закон "О национальной платежной системе", однако он, как сообщается, был заблокирован ФАС, по причине того, что в проекте создания этой системы не учитывались интересы ведущего банка страны - Сбербанка.

Российские экономисты и финансовые аналитики с осторожностью подходят к обсуждению темы национальной платежной системы.

Вероника Чекина, аналитик ФЦ "Инфина" по банковскому сектору и макроэкономике, говорит: "Глава Внешэкономбанка заявил, что готов создать систему за один год, однако сомнительно, что за такой короткий срок ВЭБ сможет решить все технические проблемы, связанные с внедрением столь масштабного проекта".

Некоторые экономисты вообще не склонны рассматривать НПС как качественный и перспективный проект: "Разговоры о создании национальной платежной системы (НПС), к счастью, до сих пор оставались просто разговорами", - считает профессор ГУ ВШЭ Александр Абрамов. По его мнению, НПС является исключительно лоббистстким проектом, с не вполне понятным реальным его заказчиком.

Аналитики, темнее менее, сходятся в опасениях. С одной стороны, совершенно не ясно, что из себя будут представлять эти "социальные карты", и, самое главное, каков будет их способ получения гражданами? Не пришлось бы россиянам толпиться за ними в огромных очередях, как это было с обменом паспортов или получением ИНН.

С другой стороны, провальный опыт перехода на печально известные ЕГАИС в системе торговли алкогольной продукцией два года назад, заставляет насторожиться уже сами банки, о равенстве перед которыми системы НПС говорит президент.

В любом случае мне, как рядовому гражданину, очень бы не хотелось добавлять к списку уже существующих документов, которые я должен бояться потерять, еще один, необходимость которого представляется сомнительной, а проблемы с его получением - очевидны.