Экстремизм в русской литературе – помощь российским органам

На модерации Отложенный

Как вы помните, сотрудники РУОП или УБОП никогда не отличались сентиментальностью. Но теперь управления по борьбе с организованной преступностью расформировали и практически весь личный состав этих «молотобойцев» перевели в Управление по борьбе с экстремизмом. Так что вместо дубинок у парней теперь - 282-й статья УК.

Корреспонденты журнала «Русский репортер» провели исследование – кого и за что привлекли по этой новой уникальной статье нашего Уголовного кодекса. Они собрали самые абсурдные случаи применения антиэкстремистского законодательства в России

Экстремизм в русской литературе

Николай Гоголь, «Тарас Бульба»
— Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы. — Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре! Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов.

Александр Блок, «Двенадцать»
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!

Владимир Маяковский, «Вам!»
Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как, — может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Если б он, приведенный на убой, вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой похотливо напеваете Северянина!

Антон Чехов, «Ариадна»
Мы женимся или сходимся с женщиной, проходит каких-нибудь два-три года, как мы уже чувствуем себя разочарованными, обманутыми; сходимся с другими, и опять разочарование, опять ужас, и в конце концов убеждаемся, что женщины лживы, мелочны, суетны, несправедливы, неразвиты, жестоки, — одним словом, не только не выше, но даже неизмеримо ниже нас, мужчин.

Александр Грибоедов, «Горе от ума»
Где, укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве…

Николай Лесков, «Очарованный странник»
— Ну, — говорю, — легко ли мне обязанность татарчат воспитывать. Кабы их крестить и причащать было кому, другое бы еще дело, а то что же: сколько я их ни умножу, все они ваши же будут, а не православные, да еще и обманывать мужиков станут, как вырастут.

Михаил Лермонтов, «Казачья колыбельная песня»
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал.
Николай Гумилев, «Абиссинские песни»
Носороги топчут наше дурро,
Обезьяны обрывают смоквы.
Хуже обезьян и носорогов
Белые бродяги итальянцы.

Корней Чуковский, «Крокодил»
Я стоял
И клятвы страшные давал
Злодеям-людям отомстить
И всех зверей освободить.
Вставай же, сонное зверье!
Покинь же логово свое!
Вонзи в жестокого врага
Клыки, и когти, и рога!


Самые абсурдные случаи применения антиэкстремистского законодательства в России

Новосибирская область
Прокуратура Колыванского района заинтересовалась Вячеславом Веревочкиным — единственным в России специалистом, создающим действующие модели танков в натуральную величину — после того, как он устроил для жителей города инсценировку сражения времен ВОВ. На броне «врага», понятное дело, была эмблема вермахта.
Веревочкин получил предупреждение за публичную демонстрацию нацистской символики и штраф за то, что танки не прошли техосмотр в ГИБДД.

Краснодарский край
Прокуратура усмотрела в культовых текстах секты «Фалуньгунь» признаки разжигания розни в отношении социальной группы под названием «чиновники китайского правительства». В августе 2008 года суд признал подозрения прокуроров обоснованными и официально запретил книгу «Чжуань фалунь». Осталось невыясненным, каким образом книга, которая издана только на китайском языке, могла разжечь ненависть на территории России.

Челябинская область
На выборах в Госдуму представители лидера Партии пенсионеров Валерия Гартунга потребовали снять с эфира ролик «Сытый голодного не разумеет». Истцам показалось, что он сеет рознь — именно между «сытыми» и «голодными». Адвокат Партии пенсионеров Евгений Попов требовал возбудить дело по статьям 129, 136 и 141 УК РФ — «оскорбление, дискриминация по имущественному признаку и воспрепятствование избирательному праву граждан». Прокура-тура области провела проверку и состава преступления не обнаружила, но ролик из эфира исчез.

Саратов
Местный избирком отменил результаты выборов в городскую думу по округу, где победил главный редактор местной газеты «Саратовский репортер» Сергей Михайлов. Поводом стало предупреждение Россвязь-охранкультуры, полученное Михайловым за публикацию коллажа — портрета Путина в форме Штирлица.

Самара
По решению суда здесь был закрыт веб-сайт «Ислам как он есть» — за один-единственный текст, в котором автор, азербайджанский ученый, утверждал, что мусульманам не следует праздновать праздник Навруз, потому что он имеет доисламские языческие корни. В этом же городе с подачи областного УФСБ осенью прошлого года прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Юрия Максимова, владельца сайта «Православие и ислам». Максимову инкриминировалась публикация текста, написанного сто лет назад, в котором автор-священник утверждал, что ислам — неправильная религия. Сайт закрыт.

Свердловск
Новостной портал «Ура.Ру» получил два предупреждения от областного отделения Россвязьохранкультуры за якобы экстремистские комментарии на своем форуме.

Комментарии никто не видел — редакция их сразу удалила, и вообще форум вскоре ликвидировали от греха подальше. Но над СМИ теперь висит реальная угроза закрытия.


Как разжечь ненависть 

«В России все громче заявляет о себе родившееся в результате милицейской реформы Управление по борьбе с экстремизмом. В новую структуру были переброшены тысячи сотрудников расформированного УБОПа. Они с большим энтузиазмом занялись борьбой с разжиганием ненависти по самым разным признакам: религиозному, национальному, социальному и даже половому. Как и следовало ожидать, количество дел по 282-й статье УК растет в геометрической прогрессии, причем почти каждое вызывает скандал или по крайней мере общественное недоумение.

«Палочная» система учета эффективности милицейского труда заставляет следователей создавать эти дела из воздуха, а предельно расплывчатая формулировка 282-й статьи позволяет делать это без особого труда. Станет ли от этого меньше проявлений экстремизма, пока неясно. Но то, что запущен опасный механизм подавления общественной жизни, очевидно уже сейчас. Корреспондент «РР» решил поближе присмотреться к тем, кого уже официально назвали «разжигателями», и понял, что на их месте может оказаться любой

Каратаев. Националист

А если я закричу на улице: «Все мужики — сволочи!» — это будет «разжигание социальной розни»?

— Ну, не знаю… Это только эксперт может решить.

— И что будет, если эксперт скажет «да»?

— Тогда будет возбуждено уголовное дело, будет следствие, повторная экспертиза, и в суде будет принято окончательное решение. Но суд у нас с такими делами особо не церемонится. Если экспертиза сказала «да», как правило, выносят обвинительный приговор. Все очень просто.

Так комментирует ситуацию сотрудник Майкопской прокуратуры Казбек Паранук. Получается, что в уголовном деле по статье 282 царь и бог — тот, кто проводит экспертизу текста. Его комментарий будет главным доказательством в суде. А дальше все происходит почти автоматически. При этом статус эксперта почти никак не регламентирован, им может быть практически любой гуманитарий, обладающий ученой степенью. Мне становится страшно.

Эксперт — это прежде всего человек, такой же, как и мы с вами. Я хочу предложить каждому из читателей на минуту почувствовать себя экспертом и оценить на предмет экстремизма текст, фигурирующий в реальном уголовном деле. Это — стихотворение. Очень длинное, поэтому привожу его в сокращенном виде:

«Я — русский! Сердцем, духом, вздрогом кожи
Горжусь я древним прозвищем моим.
Не дай мне хоть на миг, хоть в чем-то, Боже,
Не русским стать, а кем-нибудь другим….
Быть русским — это должность, долг и доля
Оберегать святую честь земли
От пришлецов, что, свой Талмуд мусоля,
Две тыщи лет нас к пропасти вели.
Мы — русские. Ступаем мы на плаху,
Окинув оком отчий окоём,
Но нищему последнюю рубаху,
Не мешкая, привычно отдаем.
Быть русским — не награда, а расплата.
За то, что миру душу нараспласт,
За чужака встаешь ты, как за брата,
А он потом тебя же и продаст…
Быть русским — значит хлеб растить в ненастье.
А нет дождя — хоть кровью ороси.
Но все-таки какое это счастье —
Быть русским! Среди русских! На Руси!
Я русское ращу и нежу семя
Не потому, что род чужой поган,
Но пусть вот так свое опишет племя
Какой-нибудь еврей или цыган.
Быть русским — значит быть в надежной силе.
И презирать родной землею торг.
Не зря ж Суворов рек при Измаиле:
— Мы — русские! Ура! Какой восторг!..»

Итак, представьте себе, что вы эксперт и вам по долгу службы необходимо ответить на вопрос, содержатся ли в этом тексте:

негативные высказывания в отношении этнической, политической, государственной или религиозной группы;
побудительные высказывания к действиям против какой-либо этнической, расовой или религиозной группы;
высказывания, указывающие действия, направленные на возбуждение национальной или расовой вражды, унижение национального достоинства, а также на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальности, расы или религии;
специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, религии или отдельных лиц как ее представителей?

Два эксперта написали два разных заключения: один, из Института криминалистики Центра специальной техники УФСБ РФ, ответил «да» по всем четырем пунктам. Другой — филолог из Краснодарского университета — по всем четырем пунктам ответил «нет».

Автор текста — малоизвестный поэт Евгений Скворешнев. Обвиняемый — Владимир Каратаев, редактор газеты «Закубанье», в которой было напечатано это стихотоворение. «Закубанье» — печатный орган Союза славян Адыгеи, общественного движения, защищающего в Адыгее права русского… большинства.

Прим. FLB: Ну и конечно же борцы с экстремизмом должны пройтись с обысками по всем школьным библиотекам России и безжалостно изъять все книги Пушкина. Вот уж он точно экстремист. И этому уже два столетия подучивает наших детей, которые заучивают по школьной программе его вирши. Взять хотя бы стихотворение «Клеветникам России»:

«Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда»

И отдельно строки для руководителей Управления по борьбе с экстремизмом:

«Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов»"