Где и как устраиваются свергнутые диктаторы

На модерации Отложенный

Из всех беглых президентов и премьеров, которые нашли убежище во Франции, а за прошлый век таких было немало, пожалуй, самым знаменитым был сын бывшего диктатора Гаити Жан-Клод Дювалье или, как его чаще называют, Бэби Док.

В 1971 году девятнадцати лет от роду он унаследовал верховную власть над одной из беднейших стран мира от своего отца по кличке Папа Док. Правил Гаити он, опираясь на тайную полицию из громил "тонтон-макутов", целых 15 лет. За это время "малыш" похитил из государственной казны, по разным данным, от 300 до 800 миллионов долларов - в основном из фондов, которые предоставлялись в виде помощи международными организациями и западными странами.

В 1986 году доведенное до предела и обнищавшее до крайности население островного государства восстало, а прежние зарубежные "спонсоры" Бэби Дока, в первую очередь США, отвернулись от тирана, но не забыли предоставить ему реактивный самолет. Но не ПМЖ. После долгих переговоров Франция согласилась принять Дювалье: как-никак, а в прежние времена Гаити была французской колонией. Правда, предполагалось, что на родине прав человека Бэби Док задержится на неделю, а затем переберется на "постоянку" в какую-либо иную страну. Но куда бы ни обращались дипломаты с парижской набережной Орсе, везде получали отрицательный ответ. Так, бывший диктатор задержался во Франции на целых 25 лет. Без документов, если не считать его аннулированный гаитянский паспорт, но с многомиллионными суммами на счетах как в Штатах, так и в Швейцарии.

Несколько лет он и его свита из 22 человек жили, как арабские шейхи. То в роскошном отеле "Аббэ ду Таллуар" на берегу озера Аннеси неподалеку от границы с Швейцарией, то на просторных виллах Лазурного берега. Ездил только на "Феррари" и прочих "Бентли", гулял в лучших ресторанах, прожигая ворованные у нищих гаитянцев деньги. Курьеры то и дело навещали банки Женевы и Цюриха, откуда возвращались с полными наличности чемоданами. Но вот в чем штука: все чаще этот хрустящий груз стал попадать в руки жены - Мишель, которая через три года после бегства с острова развелась с Бэби Доком, предварительно забрав большую часть состояния себе.

Таким образом, кончились веселые денечки экс-диктатора. Он оказался практически на мели. Владелец виллы, в которой Дювалье жил под Каннами, подал на него в суд: тот многие месяцы не платил за аренду. Шофер Бэби Дока, узнав, что остался без зарплаты, врезал хозяину кулаком в физиономию. В конце концов, Дювалье вместе с престарелой матерью и сожительницей в середине 90-х перебрался в скромную трехкомнатную квартиру на малопрестижном востоке Парижа рядом с "проблемным" пригородом Баньоле. Дело дошло до того, что у него несколько раз отключали телефон за неуплату.

Имя 59-летнего Бэби Дока сегодня вновь замелькало в прессе после долгого перерыва в связи с его неожиданным возвращением на Гаити. По словам экс-диктатора, он решил "помочь своему народу". По прилету его арестовали, но вскоре выпустили, взяв подписку о невыезде. С чего это вдруг Дювалье решил вернуться домой?

Думается, что причина здесь отнюдь не патриотическая, а вполне меркантильная. Дело в том, что в Швейцарии были заблокированы счета одного фонда, который имел отношение к Бэби Доку. На них лежала немаленькая сумма - семь миллионов долларов. Экс-президент Гаити долгие годы пытался дотянуться до этих денег. Но не получалось. Но вот в конце прошлого года ему дали понять, что вопрос может быть решен в его пользу, если он представит доказательства того, что на его родине к нему серьезных претензий нет. Собственно именно за этим Бэби Док и отправился за океан. Как рассказывают гаитянские эмигранты в Париже, нынешние власти Гаити намекнули экс-диктатору, что его оставят в покое при одном условии: надо поделиться швейцарскими авуарами. Так что при удачном для Бэби Дока раскладе он получит часть от семи миллионов и сможет спокойно продолжить жить в своей парижской "трешке".

В отличие от Бэби Дока бывший президент Республики Конго Паскаль Лиссуба не испытывает неудобств по части жилья. В его распоряжении представительный особняк на престижной парижской улице Прони в двух шагах от парка Монсо в 17-м столичном округе. Особняк был куплен на средства, которые накопились на счетах Лиссубы, когда с 1992 по 1997 год тот исполнял обязанности главы африканского государства, богатого нефтяными залежами. Кстати, деньги Лиссубы, поведал "РГ" Бенжамен Мутсила из Федерации конголезской диаспоры во Франции, как раз те самые, нефтяные. Правда, вот информацией о том, какими суммами одаривали экс-президента зарубежные компании, а среди них были и американские и французские, Бенжамен не располагает.

Надо сказать, что случай Паскаля Лиссубы интереснейший со многих точек зрения. Это не Крошка Док с его средним образованием. Лиссуба - человек высокообразованный. Учился в высшей аграрной школе в Тунисе, в Парижском университете. Был в свое время блестящим министром сельского хозяйства, премьер-министром Республики Конго. Имеет труды по генетике. С 1979 по 1990 год уже жил во Франции, где преподавал в университете, даже успел поработать в ЮНЕСКО.

Во второй раз уже в качестве бывшего президента своей страны Паскаль Лиссуба перебрался в Европу, после того как в 1997 году был свергнут нынешним руководителем Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, которого тогда поддержали подразделения ангольской армии. До 2004 года находился в Лондоне, а затем перебрался в Париж, что для него сделать было легко. Потому что вплоть до 1960 года все жители Республики Конго имели право на двойное гражданство - местное и французское. Почему так? Да потому, что Браззавиль, главный город страны, которая тогда была французской колонией, во время Второй мировой войны являлся столицей France Libre - Свободной Франции, той, которая не подчинилась режиму Виши. В память о тех годах и в благодарность конголезцам они и получили такую привилегию. Она закончилась после деколонизации.

Как сказал Бенжамен Мутсила, экс-президент Лиссуба, а ему сейчас уже 80 лет, ведет размеренный, тихий образ жизни. Рядом с ним жена и время от времени кто-то из взрослых детей - их у него семеро.

Финансово вполне обеспечен. И дело не только в накоплениях с прежних времен. Он получает несколько пенсий. Во-первых, как профессор французских университетов. Во-вторых, в качестве бывшего чиновника ЮНЕСКО. И в-третьих, год назад ему вышла амнистия от бывшего заклятого врага и ныне президента Республики Конго Дени Сассу-Нгессо, а вместе с ней еще одна пенсия как экс-главе этого африканского государства. О размерах последней ничего неизвестно, а вот две первые, по словам Бенжамена, тянут на десяток тысяч евро ежемесячно.

Скрылись в лондонском тумане

Англия лидирует по числу обращений за политическим убежищем. Она уверенно занимает в этом негласном рейтинге первую строчку, опережая Германию, США, Францию, Канаду и многие другие страны. В числе тех, кто нашел себе приют на туманном Альбионе, есть довольно известные политики и даже экс-лидеры государств.

Например, сын экс-президента Египта Хосни Мубарака Гамаль, по сообщению газеты Evening Standart, имеет британский паспорт. Журналисты издания провели расследование, в ходе которого выяснилось, что жена и дочь Гамаля в течение долгого времени находятся в Лондоне, их адрес держится в секрете. Внучка Хосни Мубарака Фарида родилась в марте прошлого года в частной больнице в районе Риджентс-парк.

Самого Гамаля много раз видели с друзьями, которые зовут его Джимми, в лучших ресторанах и клубах лондонского района Белгравия. Хотя сам Гамаль Мубарак опроверг сообщения о том, что он вместе с семьей выехал в Великобританию. По информации Evening Standart, его экономке велено говорить всем, что он продал шестиэтажный особняк в районе Найтсбридж несколько лет назад.

Великобритания популярна у пакистанских политиков. Здесь находили убежище и жертвы, и гонители. Экс-президент Пакистана генерал Первез Мушарраф, правивший страной с 1999 по 2008 год, живет в Лондоне в добровольном изгнании. В начале февраля антитеррористический суд пакистанского города Равалпинди выдал ордер на арест Мушаррафа в связи с делом об убийстве экс-премьера Беназир Бхутто. Но являться в суд генерал, судя по всему, не собирается. Сама Беназир Бхутто - самый молодой премьер в истории Пакистана - в разное время жила в Великобритании. В юности Беназир училась в Оксфорде. В 1984 году, после казни отца - экс-президента Зульфикара Али Бхутто - ей было разрешено выехать в Великобританию. В течение двух лет она руководила "Народной партией Пакистана", основанной ее отцом, будучи в изгнании. Беназир Бхутто снова вернулась на туманный Альбион и провела некоторое время в Великобритании в период с 1999 по 2007 год, когда ей были предъявлены обвинения в финансовых махинациях и организации заказных убийств.

27 декабря 2007 Беназир Бхутто погибла в городе Равалпинди в результате покушения.

Еще один пакистанский политик - один из основателей либеральной партии "Объединенное национальное движение Пакистана" в прошлом году был убит в Лондоне. 50-летний Имран Фарук с 1992 года скрывался от пакистанских властей, а в 1999-м попросил у Британии политического убежища.

В прошлом году в Лондоне был обнаружен бывший глава албанской службы безопасности Илир Кумбаро, разыскиваемый Интерполом по обвинению в применении пыток и похищении людей. Он скрывался в Британии с 1996 года под видом беженца-косовара Шака Шатри. 13 лет Кумбаро жил вместе с женой в муниципальной квартире в Лондоне, успел обзавестись британским паспортом. Он был арестован, когда попытался получить пособие по болезни и зарегистрировался в медицинском центре под своим подлинным именем.

Не ужился в королевских покоях

Поначалу у свергнутого недавно президента Туниса Зина эль-Абидина бен Али дела складывались очень даже неплохо.

Политическое убежище ему предоставила Саудовская Аравия. И не только убежище: бен Али поселился в роскошном королевском дворце в курортном мегаполисе Джидда под охраной саудовских военных. Обычно там останавливаются гости королевской семьи.

Дворец из белого мрамора окружен пальмами. Для того, чтобы до него добраться, нужно преодолеть высокие стены и пройти через семь строго охраняемых ворот. Бен Али и шести членам его семьи выделены телохранители.

Плата за такой комфортный быт - прекращение любой политической деятельности. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал сообщил, что бен Али должен "вести себя тихо" и прекратить любые контакты с Тунисом. Экс-президент согласился на такие условия, но уже через несколько дней у него начали возникать проблемы. Сначала в Германии, Швейцарии и Франции заморозили его счета и счета членов его клана. А в самом Тунисе началось расследование с целью проверить законность происхождения имущества экс-президента, его жены Лейлы Трабелси и их многочисленных родственников. Их подозревают в краже государственной собственности, коррупции и злоупотреблении своим положением.

Потом семья бен Али осознала, что выдержать все действующие в Саудовской Аравии строгие религиозные правила ей будет не под силу. Например, жена свергнутого лидера привыкла носить исключительно модные западные наряды и никак не могла привыкнуть к закрытому одеянию правоверной мусульманки. В результате, по слухам, она бросила мужа и уехала в другую страну. В какую, - пока неизвестно.

Ну а последним аккордом в череде неудач бен Али стало ухудшение здоровья. Причем он не просто заболел - экс-президент перенес инсульт. По сообщениям информагентств, бен Али испытывал проблемы со здоровьем уже несколько лет, и революция стала для него тяжелым испытанием. Состояние экс-главы государства ухудшилось 15 февраля. Сейчас он находится в больнице в Джидде. Причем не под своим именем, что сделано в целях безопасности. За ним следят лучшие врачи Саудовской Аравии. Состояние пациента оценивается как тяжелое.

Белый дом принимает только "своих" диктаторов

Властям "главной демократии мира" - Соединенным Штатам Америки - всегда было "политически несподручно" принимать свергнутых диктаторов и прочих авторитарных вождей.

Тем не менее зачастую бросать на произвол судьбы отрешенных от власти своих "сукиных сынов", как охарактеризовал никарагуанского диктатора Анастасио Сомоса 32-й президент США Франклин Рузвельт, американцам часто было не с руки.

Так, в США в ноябре 1979 года в Америку перебрался свергнутый иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, впрочем, впоследствии уехал в Египет.

В разное время в Америку удрали бывшие добрые союзники Вашингтона: филиппинский диктатор Фердинанд Маркос и гаитянский президент Жан-Бертран Аристид.

В случае с Маркосом, который после 20-летнего периода диктатуры был свергнут в результате народной революции в 1986 году, его самого, а также его семью вывозили на четырех американских вертолетах на военные базы США на Гуаме, а затем на Гавайях. Как позже выяснилось, спасенный "лидер нации" прихватил с собой миллиарды долларов, обеспечив безбедную жизнь себе, но оставив Филиппины в нищете.

Гаитянский президент Аристид, вышедший в отставку под давлением оппозиции, напротив, сделал в Америке "промежуточную остановку" с 1991 по 1994 год, а затем вернулся на родину и даже выиграл президентские выборы в 2000 году. Впрочем, уже четыре года спустя невезучему политику пришлось снова покидать родные края и найти окончательное убежище в Центральноафриканской Республике.

Еще меньше повезло панамскому диктатору Мануэлю Норьеге, который обвиняется в государственном перевороте, терроризме, политических убийствах, наркоторговле и отмывании денег. После переворота в Панаме Норьега оказался в США и провел здесь 20 лет - в тюрьме штата Флорида.

Другой латиноамериканский лидер, нашедший убежище в США, - экс-президент Боливии Гонсало Санчес де Лосада, который под тяжестью выдвинутых против него обвинений оставил свой пост в 2003 году и вместе с несколькими министрами своего кабинета перебрался в США.

Среди известных персонажей, сбежавших "от греха подальше" в Америку, примечателен Масаб Юсуф - сын Хасана Юсуфа, одного из лидеров палестинской радикальной организации ХАМАС, который не без оснований решил убежать подальше от Святой земли. Заработав на жизнь изданием своей книги, описывающей его работу на отца в ХАМАСе, а также детали его шпионажа в пользу Израиля, сегодня "сын, который за отца не отвечает", живет в Калифорнии.

Летучий Чиннават

Премьер Королевства Таиланд Таксин Чиннават в сентябре 2006 года, находясь с визитом в США, и не подозревал, что его руководству страной пришел конец. Власть в Таиланде перешла к армии, которая передала бразды правления королю.

Чиннават вернуться в Таиланд не мог и на какое-то время обосновался в Великобритании. Однако в январе 2007 года новый премьер Таиланда Сураюд Чуланонт дал личные гарантии безопасности Чиннавату, если тот вернется на родину.

По возвращении экс-премьер объявил о завершении политической карьеры и начале... спортивной. Точнее, спортивно-менеджерской: Чиннават за 81 миллион фунтов стерлингов приобрел футбольный клуб "Манчестер Сити".

Возможно, это было самым мудрым решением Чинновата, так как уже через год он его перепродал инвестиционной компании из Абу-Даби за 200 миллионов фунтов стерлингов, чем вполне обеспечил себе безбедную старость.

Правда, в это же время в Таиланде против Чиннавата и его жены начался судебный процесс по обвинению в коррупции. Продолжался он долго. Сначала приговор вынесли жене, которую осудили на три года и отпустили под залог. Потом этот приговор отменили, так как доказали, что главным коррупционером была не супруга премьера, а сам Чиннават.

Посреди этого "безумства правосудия" экс-глава правительства бежал из Таиланда под предлогом участия в церемонии открытия в Пекине Олимпийских игр в 2008 году и... скрылся в Великобритании. В 2010 году он, по слухам перебрался в США, где находится до сих пор.

И, скорее всего, не бедствует.

Больно красивый остров

В Доминиканской республике, судя по всему, надолго, если не навсегда, обосновался экс-президент Гондураса Мануэль Селайя.

Он был отстранен от поста в 2009 году в результате военного переворота. Его обвинили в мошенничестве, узурпации власти и подделке документов. Селайю арестовали и через какое-то время выслали в Коста-Рику. Но истинный гондурасец Селайя мечтал вернуться домой и делал для этого все возможное. Однако почти все его попытки заканчивались неудачами. И все же в конце концов он добрался до Гондураса. Правда, об этом стало быстро известно. Его тут же попытались арестовать. Погони, прятки и прочие атрибуты голливудского боевика привели Селайю в итоге на территорию бразильского посольства в Тегусигальпе. Ему пришлось прожить там целых три месяца, прежде чем новоизбранный президент Порфирио Лобо в день своей инаугурации разрешил опальному предшественнику уехать в Доминикану.

Приехав в эту страну, Селайя заявил, что пробудет там недолго и вскоре переедет в Мексику. Но райские картинки острова настолько понравились бывшему главе государства, что он живет там до сих пор. Правда, перед самым Новым годом Селайя вновь заявил о желании вернуться в Гондурас.