Музей Москвы изгоняют из храма
Церковь Иоанна Богослова на Новой площади хорошо известна москвичам. Многие знают ее только как Музей истории Москвы. Он там аж с 1934 года. В 1992 году столичное правительство распорядилось передать это здание РПЦ. Одно из первых, если не самое первое подобное решение властей. Но оно так и осталось на бумаге. Хотя прежний мэр очень любил поговорить и о любви к истории Москвы, и о почтении к церкви, приличного здания для музея так и не нашлось. Видимо, все «резервы» Юрия Михайловича уходили на любимых живописцев и скульпторов. В конце концов музею Москвы выделили бывшие Провиантские склады.
Настоятель церкви игумен Петр Еремеев попросил администрацию музея выделить помещение для богослужений и составить график переезда. Но музей отказался. С осени прошлого года каждое воскресенье игумен Еремеев собирает несколько десятков студентов и преподавателей Российского православного университета, где он является ректором, помолиться на улице, возле здания музея.
Москвичка Жанна Карлова - активная участница протестных молебнов. И настолько увлеклась борьбой, что решила обратиться в Генпрокуратуру с требованием привлечь музейщиков аж по трем статьям Уголовного кодекса: «воспрепятствование деятельности религиозной общины и совершения обрядов» (ст. 148), «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 283), «халатность» (ст. 296).
- А вам-то что, вы же вообще католичка?! Чем музейщики вас допекли? - спрашиваю милую женщину, в прошлом учительницу.
- Я хочу помочь своим православным друзьям, - с готовностью рассказывает Жанна Карлова.
- И не жалко вам их по-христиански, вдруг на самом деле посадят?
- Я не настаиваю, чтобы они непременно сели, я молюсь, чтобы Бог вразумил их, пусть освободят храм, а нет - наказание послужит им для просветления, такие случаи были, - твердо и уверенно, как на проповеди, отвечает бывшая учительница. А настоятель прихода отец Петр не исключает, что жалоб от таких прихожан вскоре появится много.
- Не можем мы им предоставить помещение здесь для богослужений, - устало отбивается зам. гендиректора музея Москвы Валентина Кольникова. - Церковники будут жечь свечи, а в здании с деревянными перекрытиями - внутри оно отделано пластиком - все может вспыхнуть как спичка, а рядом бесценные коллекции, в том числе редких книг!
Вообще за помещение храма музей не цепляется. И, чтобы я в этом убедился, охотно показывает, насколько неудобно в здании церкви работать: кабинеты-клетушки по 2 - 3 квадратных метра.
- Музей оказался заложником ситуации: в том помещении, где он находится, рассказать достойно о Москве невозможно, - так ситуацию прокомментировал для «Комсомолки» глава Департамента культурного наследия, министр правительства Москвы Александр Кибовский.
Да, есть Провиантские склады. Тем более что нынешняя экспозиция в храме занимает всего 1000 квадратных мет-ров, а новое помещение - десятки тысяч метров. И, кстати, расположены они не менее удобно - тоже центр города, несколько минут пешком от станции метро «Парк культуры». Но и руководство музея, и Александр Кибовский заявляют, что до завершения реконструкции Провиантских складов здание храма освободить невозможно. А полномасштабная реконструкция еще и не начиналась.
Конечно, такой город, как Москва, должен иметь музей своей истории, тем более настолько богатой. Но в том ли виде, как сейчас?
Сейчас там стоят манекены в костюмах разных исторических эпох и фарфоровые тарелки с портретами московских градоначальников. Тарелки не
старинные, а 1997 года выпуска. Еще есть картины малоизвестных художников. Словом, не Эрмитаж. Мне для осмотра хватило и 20 минут. В здании Провиантских складов показывают наручные часы маршала Соколова, шариковую ручку «Монблан» Сергея Михалкова, платье Людмилы Зыкиной… Не слишком зажигательно. Я эти реликвии осматривал в одиночестве, других посетителей не было. Может быть, что-то особенное и лежит в запасниках, но пока не ясно что.
Чтобы временно снять напряженность, можно было бы, наверное, разрешить священникам хоть в каком-то виде вести службу.
Но в музее истории столицы пока стоят на своем.
В общем, похоже, несколько лет скандала обеспечено: в церкви будут говорить про нарушения прав верующих и оскорбление их чувств, а музейщики - о разрушении церковниками очередного очага культуры и наступлении клерикализма. Так что запасайтесь попкорном.
Комментарии