Борец с коррупцией в госзакупках одержал маленькую победу

На модерации Отложенный

Высший арбитражный суд сформулировал позицию по правам миноритарных акционеров: им открыт доступ к документам компаний, которыми они владеют, но не «дочек» этих компаний. Так ВАС разъяснил, на что может претендовать адвокат Алексей Навальный в споре с госхолдингами. 

Позиция ВАС была сформирована по итогам судебных разбирательств адвоката Алексея Навального с госкомпаниями — «Транснефтью», «Роснефтью», ВТБ и «Сургутнефтегазом» — одной из самых закрытых компаний России, которую, по неофициальной информации, контролирует менеджмент. 

Юрист и известный борец с коррупцией в госзакупках рассказал в своем интервью, как позиция ВАС повлияет на бюджет олимпийской стройки в Сочи и подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года.

— Как вы оцениваете разъяснение ВАС по правам миноритариев на получение информации?

— Решение не идеальное, в нем есть пункты, которые можно трактовать двояко. Но, без сомнения, оно поможет защитить права миноритариев. Даже в таком виде это шаг вперед, прорыв. У меня на следующей неделе суд с «Транснефтью», которая просто отказывается предоставлять протоколы заседаний совета директоров уже несколько лет. Так что решение ВАС пригодится.

То же самое с «Роснефтью». Мы выиграли у них суд, и они просто обязаны предоставить нам протоколы. Но теперь они обжалуют в Конституционном суде сам принцип предоставления информации о деятельности компании.

— А что с ВТБ?

— ВТБ представил протоколы. Как ранее и «Газпром», и даже однажды «Сургутнефтегаз» предоставлял, что вообще было впервые в истории этой компании. Но вообще «Сургут» вел себя так: нужны протоколы заседаний — да, пожалуйста, это открытые документы. Приезжайте к нам в Сургут и забирайте.

А когда речь идет не о протоколах, а о предоставлении каких-либо других документов, например, о договорах с контрагентами, то это не делалось, такого не было в практике. Теперь ВАС разъяснил, что можно получить даже договоры.

— Но только от головной компании. Не перечеркиваются ли этой оговоркой все усилия ВАС? Ведь материнская компания сможет теперь на вполне законных основаниях прятать в «дочке» информацию…

— Насчет запрета на информацию от «дочек» — это самая неприятная ситуация.

По крайней мере, в моей практике. Но раньше мы имели устоявшуюся практику не давать ничего, ни по материнской компании, ни по «дочкам». Все, что я расследовал, например, в отношении «Газпрома», касалось фактически его «дочки» — «Межрегионгаза». «Межрегионгаз» и есть, по сути, «Газпром», если речь идет о проектах внутри России. Где заканчивается «Газпром» и начинается «Межрегион» — неизвестно. Аналогично и по «Газпрому» и Газпромбанку. «Газпром» мне вежливо отвечает: спасибо за внимание, но по вашему вопросу обращайтесь в Газпромбанк. Но акций Газпромбанка на бирже не купишь, повода истребовать с них информацию нет. Компаниям разъяснение ВАС, конечно, не понравится.

У них огромные инвестпланы, а тут еще Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу… Сколько инвестиций идет в дело, а сколько разворовывается... Разумеется, у них нет желания показывать это мне или вам.

Очень не хочется раскрываться и они все сделали, чтобы не допустить этого решения. Те письма, что мы видели в прессе, публичные лоббистские усилия — это часть айсберга. Но не получилось. Повторю, это реальный прорыв.

— Вдохновит ли это западных инвесторов?

— Западных — нет, точно. Но ВАС призвал законодателя, Госдуму, определиться и насчет «дочек». Думаю, в Госдуме есть здравомыслящие головы, которые понимают, что все разговоры о привлекательном инвестклимате в России, о создании международного финансового центра в Москве так и останутся разговорами, если российские компании не будут открыты. Право на получении информации обязательно придется отрегулировать.

— Разъяснение ВАС с неофициальный документ. Будет ли он выполняться?

— Строго говоря, этот документ — бумажка, рекомендация, а не закон. Но на практике это работает. Хотя опять же для компаний, умеющих ладить с судьями, не составит труда получить нужное решение.

Напомним, что Алексей Навальный получил скандальную известность за свою критику российской системы коррупции, в особенности системы откатов, действующей в госзаупках. Для этой цели им был создан специальный сайт по мониторингу системы госзакупок Роспил.