Дело Ходорковского: что и требовалось доказать

На модерации Отложенный

В ушедшем 2010 году судебный процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева стал наиболее резонансным событием для российской интеллигенции. Сразу подчеркну – именно для интеллигенции и только для нее.

Израильтяне, интересующиеся непосредственно российскими реалиями, часто задаются вопросом (а подчас и просто выражают уверенность в своей позиции): не служит ли арест Ходорковского доказательством антисемитизма путинского режима.

Логика на поверхности: Гусинский, Березовский, а затем и Ходорковский. Логика на поверхности, она поверхностна и совершенно не верна. Антисемитизм совершенно чужд национальному лидеру.

Зато он действительно верен дружбе, в том числе и зародившейся в юные годы. Читатели "МИГа" со стажем помнят, как Владимир Владимирович навещал свою школьную учительницу Мину Моисеевну Юдицкую в Телль-Авиве и заботился о ней (а мы об этом рассказывали).

Давние друзья Путина по питерской команде дзюдоистов Аркадий и Борис Ротенберги с приходом старого товарища к власти как-то поразительно быстро обогатились и входят в число крупнейших российских финансовых магнатов. Их общий тренер Анатолий Рахлин вряд ли мог мечтать о столь почтенной и обеспеченной старости. Этот перечень можно продолжать довольно долго.

Владимир Гусинский с Путиным не дружил. Телеканал НТВ в ходе первой предвыборной компании будущего национального лидера, сделав ставку на тандем Лужков-Примаков, "мочил" Путина хоть и не в сортире, но с экрана. Владимир Владимирович помнит не только дружбу, как выяснилось.

А вот Борис Березовский сыграл заглавную роль в стремительном взлете нынешнего премьера, после чего попытался руководствоваться воспетым Эдитой Пьехой принципом: "если я тебя придумала, стань таким, как я хочу". Путин – не марионетка, готовая подчиняться кукловоду.

Михаил Ходорковский разъезжал по России, ратуя за создание парламентской республики. Президенту в такой республике была уготована роль английской Королевы. Он не просто ратовал. Талантливый менеджер вовсю старался и трудился в этом направлении.

Здесь позволю себе небольшое авторское отступление. Магнат Ходорковский переводил большие средства на счета всех партий, представленных в Думе. В частности, на КПРФ.

Это партия оправдывает Сталина, ГУЛАГ и все кровавые преступления режима, именует себя преемницей КПСС и принимает (с радостью) на себя ответственность за ее деяния.



И мне очень хочется обратиться к "заключенному №1" со словами: "Ваше пребывание в лагере, Михаил Борисович, с юридической точки зрения, конечно же, спорно. Многие обвинения в ваш адрес (попытка изнасилования сокамерника, плохая работа по пошиву рукавиц) абсурдны. Но вы же действенно помогали партии ГУЛАГа! Я надеюсь, что испытав его на своей шкуре и обретя свободу, вы впредь будете более брезгливы в подборе союзников".

Ходор (как именует его нынче вся Россия), к его чести, не сломался и на попятный не пошел. Когда прозвучало то самое обвинение в изнасиловании, стало ясно, что у него немного шансов выйти из тюрьмы по завершении срока.

А вскоре возник и второй процесс. Он был совершенно бездарно срежессирован. Власть то ли не могла, то ли не считала нужным добиваться хотя бы внешней видимости соблюдения законности. Процесс, меж тем, был открытым, а в эпоху оснащенных видеокамерами мобильников и Интернета, в сети можно было увидеть его в подробностях.

Перед оглашением приговора юрист Владимир Путин назвал Ходорковского преступником. Надежды либералов на зиц-президента Медведева, обладающего правом помилования, предсказуемо оказались беспочвенными.

Демократическая оппозиция на деле Ходора вистов не набрала. Со всех сторон ее обвиняли в одном: в стране множество несправедливо заключенных под стражу, вас же волнует лишь судьба богача.

Власть, на мой взгляд, проиграла с точки зрения пиара. Михаил Ходорковский – типичный комсомольский лидер эпохи перестройки, столь же типично для того времени получивший доступ к несметным богатствам.

Впоследствии он проявил себя одаренным менеджером, что ни в малейшей степени не делает обретение им нефтескважин более легитимным. Кремль своими руками сделал из человека с подобной биографией великомученика, а они на Руси почитаемы с древних времен. Сегодня Михаил Ходорковский – готовый лидер (а пока что такового просто нет) оппозиции, весьма вероятно, - популярный лидер.

Но это лишь при условии, что он все же выйдет на свободу. А пока зреют слухи о новом, третьем уже деле Ходорковского. Ведь сказал же Владимир Путин, что у него руки в крови. А его слова – уже доказательство.

И если задачей открытого, но вроде бы неподготовленного процесса, было показать обществу, что власти вполне достаточно повода, а улики вторичны, то суд выполнил свою миссию.