Миграционный маятник в истории. До Орды

На модерации Отложенный

Многие наивно полагают, что те процессы, что захлестнули сейчас нашу страну, являются совершенно уникальными, и никогда в ней ранее не происходили. Однако при внимательном рассмотрении различных исторических процессов выясняется, что это совсем не так. Многое в нашей отечественной истории уже было. И социальная напряженность, и недавно (для истории 20 лет – не срок) пережитый нами развал великой державы, и даже колоссальные миграционные процессы. Вот на них то и хотелось остановиться поподробнее.

Несмотря на то, что нынешнее расселение народов нашей страны во многом определено процессом, носящим в истории название «Великого переселения народов», мы сразу приступим к несколько более позднему периоду.

Одним из первых централизованных государств в Восточной Европе считается знаменитый Хазарский каганат. Он контролировал степную, лесостепную и часть лесной зоны этих огромных просторов. При этом его отличие от Гуннского или Тюркютского каганата, а также от Великой Булгарии Кубрат-хана состоит в его долговечности – он существовал свыше 300 лет, а реликты хазарской культуры сохранялись до ордынского времени.

Но больше всего нас в этой истории интересует то, что у Хазарии существовали теснейшие связи с другим очагом цивилизации в море дикости и варварства – с Хорезмом. По-крайней мере, археологи четко фиксируют хазарско-хорезмийские связи самого разнообразного характера. Некоторые ученые на рубеже 19 и 20 веков даже предполагали, что сами истоки хазарской государственности лежат в Хорезме. Хотя это и не так, но миграция населения из Хорезма – Приаралья в Нижнее Поволжье и далее на запад (Подонье, Северное Причерноморье) археологами-хазароведами определяется достаточно четко.

Причем среди переселенцев были не только купцы и ремесленники, но также и основа армии - гвардейцы аль-арсия. По-крайней мере, так их называют арабские путешественники. Именно с этими аль-арсия (другая версия – аорсы) связывают появление первых мусульман в Хазарии. Представлявшие из себя влиятельную силу, прежде всего военную, они могли распространить свое мировоззрение на другие народы необъятной империи. И распространили. Следы их пребывания известны в Нижнем Поволжье и Подонье, и, по-видимому, от них приняли ислам булгары и хазары в этих местностях.

Возможно, кроме аль-арсия, были еще какие-то переселенцы из Хорезма. По мнению, например, астраханского краеведа Р.Джуманова, именно хорезмийское происхождение имеет уникальное земледелие юртовских татар – самобытной группы тюрко-мусульманского населения в низовьях Волги. В самом деле, поливное земледелие не могло к ним проникнуть ни из Подонья, ни из Среднего Поволжья, ни с Руси, а из Хорезма – по древним нахоженным караванным дорогам – пожалуйста. Но, как известно, в те времена хозяйственные навыки проникали вместе с какими-то группами их носителей.

Иначе как-то не получалось.

Так что мы имеем как минимум две группы хорезмийских мигрантов в Нижнее Поволжье – профессиональных воинов аль-арсия, селившихся в городах и крепостях, и неведомых нам земледельцев, выращивавших овощи и фрукты, в том числе к изысканным столам кагана и знатных горожан Итиля. Не могло обойтись и без купцов, хотя, скорее всего, были и ремесленники, но пока слишком мало хазарских городищ найдено в низовьях Волги. Население это было столь значимо, что оказывало существенное влияние не только на современную им политику государства, но также и на этногенез современных нам этнических групп.

Но на этом процесс миграции не закончился. Ведь, как известно, народы нуждаются в общении и находятся в этом общении. Начиная с 8 века начинается мощнейший процесс переселения булгарских племен в Среднее Поволжье. Согласно мнению археолога Е.П.Казакова, было 4 волны этих переселенцев. Шли они из Подонья, Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья. Первой волной, возможно шли воины – кочевники, хотя однозначно причислять всех булгар в кочевникам не стоит. Иначе возникает вопрос – а что же такое кочевник?

В прежних местах расселения булгары имели не только развитую воинскую культуру, но также и городское хозяйство, примерами чего могут служить их многочисленные города – Сидоровское городище в Донецкой области, Маяцкое (алано-булгарское по населению) в Воронежской области и другие. Построили они города и на новом месте – юге современного Татарстана, Ульяновской и Самарской областях. Принесли они с собой и тяжелый колесный плуг-сабан – ведь до того у народов Среднего Поволжья земледелие было мотыжным или с использованием более легкого плуга. Между прочим, по мнению археологов, сабан считается римским плугом, весьма распространенным в Северном Причерноморье с античных времен.

С того же времени и той же эпохи ведет свое происхождение также и характерная булгарская керамика, впоследствии вытеснившая лепные горшки у части местных финнов. Но постойте, ведь до того мы отметили, что в этих местах, откуда в 8-11 веках происходит исход булгар, до того поселяются хорезмийцы и долго с этими самыми булгарами взаимодействуют (женятся, делятся хозяйственными навыками, наконец, обучают исламу)! Так оно и было, и поэтому нельзя исключать наличие среди булгарских переселенцев также и выходцев из Приаралья. Разумеется, что в потоке булгар были и близкородственные им хазары, в первую очередь мусульмане. Ведь недаром еще Ибн Фадлан заметил в Булгарии племя Баранджар, совпадающее по своему названию с древнехазарским городом. Было их, по словам путешественника, 5 тысяч мужчин и женщин, и все они являлись мусульманами.

Все это было до Золотой Орды, которая изменила и перекроила политическую карту мира, поменяла границы расселения народов. Но об этом в следующей статье.