Где не хотят работать москвичи

Агентство "РБК.Рейтинг" совместно с проектом "Улов Умов" составило рейтинг самых популярных видов работ среди москвичей.

Как и ожидалось, дворников, продавцов и строителей в рейтинге не оказалось. И не только потому, что не все пока еще освоили интернет. Возможно, граждане, родившиеся с московской пропиской (теперь она называется регистрацией), сами не стремятся составить конкуренцию гастарбайтерам. Корреспонденты "Недели" задались вопросом: правда ли "понаехавшие" вытесняют "коренных" на рынке труда?

Если обобщать, то получится, что москвичи желают трудиться исключительно в офисах. В лидерах рейтинга - бизнес: продажи-закупки, финансы. Далее - административная деятельность (в бизнесе или на госслужбе). Данные сферы отвечают москвичам взаимностью. Вглядимся в запросы работодателей на тех же специализированных сайтах, а также на сайтах ведомств. Банки, иностранные компании и представительства (в основном торговые), а также госорганы (на рядовые должности) в большинстве случаев указывают: прописка М/МО. Кто не указывает - скажет на собеседовании. Кроме того, московскую регистрацию требуют работодатели, набирающие кладовщиков и другой складской персонал (кроме грузчиков) - под материальную ответственность.

Вакансий с такой пометкой немного. Доминируют (данные в целом совпадают со статистикой департамента труда и занятости) водители, строители, рабочие специальности, медработники, воспитатели. На эти вакансии берут всех - независимо от прописки. И занимают их в основном приезжие.

Продавщицы из Подмосковья

На недавно чисто "московских" местах, где требовались хоть какая-то квалификация и приличные манеры, москвичей почти не встретишь.

- У меня и племянницы работали, и дочки знакомых, - рассказывает Жанна Иванова, директор сетевого магазина дорогого женского белья. - Месяц, от силы полгода - и фьють. Я как в начале 1990-х пошла в сферу торговли одеждой, забросив инженерный диплом, так и осталась здесь, даже карьеру сделала. Гордилась - красивая работа. Но нынешнее молодое поколение москвичей считает, что работать в торговле им не по чину. Приходят на время - пересидеть, пока не найдется место в каком-нибудь офисе. Например, дочка моей одноклассницы училась плохо, хотя хорошая девочка, скромная. В институт даже не стала поступать - закончила полугодовые курсы секретарей. А на работу по специальности не берут. Взяла ее к себе - и пошло у нее дело, хороший продавец. Отработала лето и уволилась. Ушла не то в наркоконтроль, не то на таможню - секретарем. В магазине 30 тысяч зарабатывала, а там со всеми накрутками 20. И довольна. Сейчас у меня восемь продавщиц. Одна из Ростовской области, одна москвичка, остальные из Подмосковья.

Медперсонал из глубинки

Этим летом в подмосковных Балашихе и Железнодорожном было возбуждено уголовное дело в отношении руководства сети подмосковных клиник, сотрудники которых работали без лицензий и сертификатов. В ходе проверки было установлено, что в этих медцентрах трудились граждане Таджикистана и Узбекистана, которые не имели документов, подтверждающих их медицинское образование. Клиники прикрыли. Врачи без дипломов растворились на просторах нашей родины. И что скорее всего - нашли себе работу в других клиниках, куда пока не нагрянула с проверкой прокуратура.

Все меньше врачей-москвичей работает и на станциях "Скорой помощи" в Москве.

- Работа тяжелая, зарплата для столицы ниже средней, приходится крутиться на две-три ставки, - рассказал врач "скорой" корреспонденту "Недели", приехав к ней по вызову. Правда, как только узнал, что разговаривает с журналистом, попросил его фамилию не ретранслировать. - Москвичей у нас почти не осталось. Работают в основном специалисты средней полосы России, с юга много народа. Для них наши 15-20 тысяч в месяц - большие деньги, которые они отсылают на малую родину. Соответственно за работу держатся и готовы терпеть любые капризы начальства и любую нагрузку. Иногда просто засыпают в квартире пациента, когда две-три смены отпашут.

Кассиры из Дагестана

Корреспонденту "Недели" повезло повстречать в гипермаркете фасовщицу - коренную москвичку.

- Всю жизнь проработала инженером в строительстве, вышла на пенсию шесть лет назад, - рассказывает Екатерина Панкратова. - Устроилась работать сюда. Шесть лет назад у нас еще работали москвичи: молодые пенсионерки и несколько студентов - грузчиками. Основной же массив - приезжие из российских городов: Твери, Тулы, Рязани. Было несколько молдаван. Может, еще откуда приезжали, но все говорили по-русски. Года три назад ситуация стала меняться, на работу начали брать узбеков, киргизов, таджиков. Кто же будет брать на работу москвичей, когда киргизы в разы дешевле и без каких-либо прав? Тогда быстренько начали избавляться от всех русских. Ушла на больничный - лишили половины зарплаты. Не нравится? Увольняйся. Я получаю 16 тысяч в месяц. Два дня работаю, два отдыхаю. Гастарбайтеры работают месяц без выходных и получают около 13. Плюс штрафуют на пару тысяч каждый месяц, например, за то, что не усмотрели за тележками. Многие просто не говорят по-русски, покупатели жалуются, что ни у кого ничего не спросишь. Что раздражает - это восточная музыка на телефонах, которую они слушают беспрестанно. Попросишь выключить, в лучшем случае проигнорируют. Традиции чтят весьма выборочно: курят, едят свинину, но при этом закрываются в рабочее время в раздевалках, чтобы помолиться. С последним руководство успешно борется. Лучше устраиваются граждане РФ. Дагестанцы работают кассирами и продавцами. У них зарплата больше и у многих четыре выходных в месяц. Некоторые решают проблемы с московской регистрацией, не выходя из магазина. Они подходят к нашим пожилым покупателям и говорят: вы нас зарегистрируйте у себя, а мы к вам даже приходить не будем. Еще и приплатим немного.

Дворники из Киргизии

Некоторые москвичи уверяют, что пошли бы на тяжелую работу, если бы им нормально платили. Но работодатели, пользуясь беззащитностью гастарбайтеров, демпингуют в зарплате.

- Демпингуем не мы, а наши клиенты, - возражает менеджер клининговой компании Андрей Бусыгин. - Главным образом торговые сети. Большинство сетей сегодня не набирает подсобный и низкооплачиваемый персонал. Когда вы видите в супермаркете дворников, уборщиц, грузчиков, персонал в зале и т.п., имейте в виду, что, скорее всего, эти люди не являются сотрудниками торгового предприятия. Это наши сотрудники - мы их набираем, мы им платим исходя из цены договора, заключенного с ритейлером. А то, как сети выкручивают руки партнерам - оптовикам, производителям, - широко известно, об этом много пишут. Нам действительно удобнее работать с иностранцами. Хотя на зарплату дворника 14-17 тысяч (в ДЕЗах платят меньше) идут некоторые москвичи. Я не говорю о забулдыгах всех возрастов - с ними бессмысленно связываться, а о моложавых пенсионерах без вредных привычек. Но, например, прошлая зима, рекордная по снегу, избавила нас от последних москвичей-дворников. Киргизы безропотно работали почти круглосуточно, с небольшими перерывами на сон - сгребали и грузили снег. У нас, у менеджмента, тоже не было ни выходных, ни нормального сна. Но москвичи-дворники все поувольнялись. В контракте написано, что у них рабочий день начинается в 8 утра. Но если начать в 8, то и до вечера снег не раскидаешь. А ОАТИ, префектурам и нашим заказчикам все равно - им надо, чтобы к началу работы магазина было чисто. Кстати, москвичей, и вообще россиян, мы стараемся не брать не потому, что они пьют. Киргизы и узбеки тоже не трезвенники. Просто если работник из Азии не вышел и не предупредил, это означает одно: если жив, он в милиции. В остальных ситуациях (болезнь, срочный отъезд, запой и т.п.) он обязательно предупредит о невыходе и даже пришлет вместо себя другого человека.

Требуются спецкадры

Хорошо, москвичи в дворники и уборщицы не годятся.

А как насчет россиян из ближних к Москве регионов? Специалисты департамента труда и занятости как раз рекомендуют основной упор делать на внутреннюю миграцию. В ведомстве утверждают, что уже сейчас российские провинциалы начинают вытеснять "коллег" из ближнего зарубежья. Этому способствует ежегодное снижение квот на иностранных работников. В 2009 году квота составляла 392 тысячи человек, в 2010 году - 250 тысяч человек, в 2011 году ее планируется уменьшить до 200 тысяч человек. По расчетам чиновников, к 2020 году приезжие из других субъектов федерации способны занять 50% рабочих мест, которые сегодня отданы иностранцам.

Производственники подтверждают эту тенденцию.

- Мы уже давно поняли, что поговорка "десять таджиков способны заменить один экскаватор" - это заблуждение, - делится опытом директор ООО "ПО "Теплотехник" Александр Семченко. - Наше предприятие строит мосты, дороги. Используем высокотехнологическое оборудование. Для работы на нем требуется спецподготовка. Пробовали сами учить приезжих. Однако они плохо говорят по-русски и не могут понять, чего от них требует начальник. Пытались в выходной открыть для мигрантов школу русского. Но потом махнули рукой. Качество гастарбайтеров за последние годы снизилось, а зарплата возросла. Сейчас решили приглашать россиян из ближних регионов. Достраиваем общежитие на 300 мест для них. Это намного перспективнее.

- Россияне не закроют неквалифицированных вакансий, - опять спорит Бусыгин. - Они уже имеют в Москве свои ниши. Главных - две. Охрана, которая все множится, - подавляющее большинство россиян из провинции работают вахтовым методом в охране. И водители спецтехники. За рулем строительных, уборочных машин сидят в основном люди из Тульской, Ивановской областей. Москвичей совсем немного, и в основном это пожилые люди с огромным стажем. Молодые мужчины-москвичи, малопьющие, здоровые - не обращаются к нам вообще

Портрет гастарбайтера

По данным столичного департамента труда и занятости, в городе в 2010 году трудится около двух миллионов мигрантов. Самые востребованные профессии среди них - водители, рабочие всех строительных специальностей, работники в сфере ЖКХ и клининга. Чиновники провели анонимное анкетирование руководителей предприятий, пользующихся услугами гастарбайтеров. 37% приезжих имеют в лучшем случае среднее образование (у немалого числа - только начальное). То есть 63% трудовых мигрантов едут в Москву без какой-нибудь специальности. 58% не владеют русским языком хотя бы на среднем уровне.

Коренные немосквичи

В дореволюционной Москве татарская диаспора насчитывала всего около шести тысяч человек - менее 1% населения. Однако чуть ли не все татары были на виду: гости из Поволжья работали носильщиками, дворниками, мусорщиками - то есть в основном на улице.

Самые известные бани Москвы - Сандуновские - названы в честь Силы Зандукели, русского актера грузинского происхождения. Среди московских грузин было много поваров, ценились, как Сила Зандукели, грузинские актеры.

Переселенцы из Дагестана появились в Москве в начале XIX века. Почти все они были высококлассными ремесленниками - ювелирами, чеканщиками, лудильщиками и оружейниками.

Жили в Москве караимы - выходцы с полуострова Крым, иудеи по вероисповеданию. Они специализировались на торговле табаком и аксессуарами для курения. Всем известная фабрика "Ява" была открыта именно караимами.

Армяне занимались преимущественно торговлей. Но среди них встречалось немало строителей, врачей и сапожников.

Ассирийцы - потомки древнего народа, жившего между Тигром и Ефратом, - стали селиться в Москве в конце XIX века. После революции многие из них занялись мелким ремонтом и чисткой обуви. В столице кое-где еще сохранились будки, в которых пожилой ассириец или ассирийка торгует шнурками и стельками и может быстро прибить каблук.

Директор "Левада-Центра" Лев Гудков: Нельзя подыгрывать национал-популистским настроениям населения

Проживет ли столица без мигрантов? Что надо делать, чтобы сосуществование приезжих и москвичей было максимально комфортным? Пригодится ли нам опыт других стран в решении проблемы миграции? На вопросы обозревателя "Недели" Елены Лория ответил социолог, директор аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков.

неделя: Нужны ли столице трудовые мигранты или Москву все же надо "закрыть"? Есть и такие предложения.

лев гудков: Без мигрантов Москва не обойдется, кто бы что ни предлагал. У нас гигантский дефицит рабочих кадров. Среди работающего, экономически активного населения 40% людей - с высшим образованием. Это высококвалифицированный персонал. Естественно, на многие трудовые позиции требуются люди с другой квалификацией. И столица сама по себе не в состоянии их обеспечить. Маятниковая суточная миграция составляет порядка двух-трех миллионов человек. А административные ограничения лишь приводят к коррупции и уходу экономики в тень. Москву нельзя закрыть. Разве что перевести ее на осадное положение. Да и этого не получится. Попытка сдерживать миграцию приводит к тому, что мы наблюдали недавно на Манежной площади. Последовательное нагнетание ксенофобии рано или поздно должно было выплеснуться.

н: Как расселяются мигранты в столице?

гудков: Мы наблюдаем концентрацию разных этнических общин в разных районах Москвы. Прессинг на мигрантов очень силен, и они стараются держаться вместе. Поскольку никакой программы адаптации нет, включается механизм самоорганизации и самораспределения.

н: Нужно ли ассимилировать мигрантов или достаточно адаптации?

гудков: Ассимилировать их невозможно, миграционный поток довольно разнородный. А вот адаптация необходима. Но не всем. Например, жителям Украины, Белоруссии, республик Северного Кавказа, где русский язык вполне в ходу, адаптация не нужна.

н: Есть ли в мире примеры удачного решения миграционной проблемы?

гудков: Есть. Австралия. Там наиболее либеральное законодательство и созданы условия, которые помогают адаптироваться мигрантам. В Австралии с каждым годом растет удельный вес людей из Юго-Восточной Азии, Индии. Страна нуждается в притоке рабочей силы, это условие развития ее экономики. Австралия вообще страна мигрантов. Второй пример, который приходит в голову, это Соединенные Штаты. Этнический состав США постепенно меняется. И Америка уже не может существовать без притока мигрантов из Латинской Америки и Азии. В США тоже существуют механизмы, которые решают проблему миграции - школы, изменения в законодательстве (например, введение миграционной амнистии).

н: Очень часто трудовые мигранты в Москве находятся на положении рабов. Особенно это касается выходцев из республик Средней Азии. Но ведь рабы могут и восстать...

гудков: Не думаю, что будет какое-то напряжение со стороны мигрантов. Люди приезжают сюда работать, у них изначальная установка на позитивное сотрудничество. И конфликтов по идее не должно быть. Хотя, конечно, возможна ответная реакция на произвол со стороны администрации низового уровня - недоплаты, унижения. Мигранты действительно беззащитны в этом смысле.

н: Мы идем в русле европейской тенденции?

гудков: Мы не идем, мы стоим перед набором тех же проблем, что существуют в Европе. Только у нас они очень запущены. Я не знаю ни одного примера направленного решения вопросов миграции. Нельзя все время закрывать глаза на существование проблемы. Нельзя подыгрывать национал-популистским настроениям населения. Нам постоянно твердят, что чуть ли не половина всех преступлений в Москве совершается приезжими, и говорят об этнической преступности. Но только недавно МВД уточнило, что иностранцы (именно они, а не вообще все приезжие в Москву) ответственны только за 3,5% преступлений. "Во всем виноваты приезжие, понаехали тут" - это самая неправильная политика из всех возможных. Опора на толпу очень опасна.