Как заброшенный аэродром смог принять аварийный лайнер

На модерации Отложенный

Наверное, многим памятна удивительная история со спасением экипажа и пассажиров самолета Ту-154М, совершавшего рейс «Мирный – Москва». Того самого, у которого на высоте более 10 тысяч метров полностью отказала система электропитания. Все федеральные каналы показывали пилотов, мастерски посадивших машину в чрезвычайных условиях. Однако, как выясняется, в чудесном спасении 80 пассажиров есть и заслуга нашего земляка Сергея Сотникова, начальника вертолетной площадки, где приземлился самолет. В течение 12 лет Сергей Сотников следил за состоянием полосы аэродрома, не позволив превратить ее и окрестности в заброшенный объект.

Прерванный полет

Латинская поговорка гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Сентябрьское драматическое событие в небе над Ижмой в Коми подтвердило правдивость этих слов.

Напомним, 7 сентября лайнер Ту-154М авиакомпании «Алроса» вылетел из якутского аэропорта Полярный в Москву. На его борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Внезапно у самолета отказало большинство приборов, как потом выяснилось, из-за аварии в электрической сети. Понадобилась срочная аварийная посадка. Задача стояла невыполнимая: где найти посадочную полосу в глухом таежном месте? Ближайший ижминский аэропорт закрыт 12 лет назад, на нем функционирует только вертолетная площадка, на которую сажать самолет невозможно. Но вот пилоты увидели на земле что-то похожее на взлетно-посадочную полосу. В каком она состоянии они не знали, но выбора не было: нужно сажать лайнер. Экипаж рискнул. Самолет благополучно приземлился, как оказалось, на вполне пригодную полосу, разве что она была короче положенного.

Для Ту-154М необходима длина в два с половиной километра, а здесь - всего тысяча триста метров. Эта полоса рассчитана на менее габаритные машины. Но все же летчики благодаря своему мастерству сумели посадить самолет, и никто из пассажиров не пострадал. Но только ли мастерство пилотов помогло благополучно посадить лайнер? И как на территории заброшенного больше десяти лет назад аэропорта оказалась пригодная для посадки самолета полоса? Выяснилось, что за взлетно-посадочной полосой следил бывший начальник несуществующего аэропорта Сергей Сотников.

- Было обычное сентябрьское утро, я собирался на работу, - рассказывает Сергей. – И тут мне позвонили местные метеорологи и сообщили, что садится большой самолет, я сразу понял: что-то не так.

Сергей Сотников работает начальником вертолетной площадки, что находится рядом с заброшенным аэропортом. После тревожного звонка он сразу выехал на место событий.

- Увидел очень необычную картину: на полосе стоит большой лайнер. Пассажиры, эвакуированные по надувному трапу, судорожно курят и разговаривают по телефонам.

Первое, что Сергей начал выяснять, есть ли жертвы. Когда узнал, что никто не пострадал, начал помогать в организации временного размещения пассажиров.

Сергею – 52 года. Родился в Нуримановском районе Башкирии. Почти всю жизнь посвятил авиации.

Окончил Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации, после чего работал техником и начальником ГСМ в Печоре. Затем он возглавил ижминский аэропорт. После его закрытия  Сергей Сотников стал начальником вертолетной площадки.

Чудак-человек

Но и после закрытия аэропорта он продолжал ухаживать за взлетно-посадочной полосой: вырубал ивняк, прорастающий в стыках между плитами, убирал мусор, следил за состоянием дренажных колодцев. В общем,  поддерживал полосу в рабочем состоянии.

- Иной раз в свободное время проедусь на машине, уберу хлам, наведу порядок, - рассказывает Сергей. - Мужикам местным объяснял, что захламлять полосу не дам.

По словам Сергея, многие местные жители поначалу воспринимали закрытый аэропорт как свалку.

- Приходилось часто объяснять людям, что помойка находится в другом месте. Как-то детишки вытащили на полосу большую железную лестницу, поигрались и бросили. Но дети есть дети, поругаешь их, объяснишь, что так делать нельзя. Представьте себе, во время посадки на полосе оказался кусок железа: отскочил бы, да по фюзеляжу или по крылу. И что тогда?  

Как выяснилось, регулярное дежурство на полосе было личной инициативой Сергея. Его об этом никто не просил, и начальство денег за это не доплачивало. Местные смотрели на него, как на чудака.

- Если вертолетная площадка в порядке, то и взлетная полоса должна быть в хорошем состоянии, - уверен Сергей. - Так я всем показываю, что в авиации полный порядок.  Привычка…

На вопрос, считает ли Сергей себя героем, спасшим 80 жизней, он ответил:

- Да никакой я не герой, просто брал на себя чуть больше работы.

Сергей признается, что верит в судьбу. Он уверен, что и в тот день все происходило совсем не случайно. Он до сих пор недоумевает, как на высоте десять тысяч метров пилоты смогли сориентироваться. А если бы все случилось часом раньше, когда еще совсем темно, тогда трагедии трудно было бы избежать.

- Даже сильная облачность, стоявшая над Ижмой несколько дней, неожиданно рассеялась, - рассказывает Сергей. – Это ли не чудо?

После этого случая Сергей Сотников побывал на своей малой родине – в башкирском поселке Красный Ключ. Мама Мария Александровна, отчим Геннадий Александрович, брат Валерий и трое его дочерей Анастасия, Зинаида и Наталия встречали родственника как настоящего героя. И даже старые друзья и соседи Сергея спешили с ним поздороваться и побольше расспросить про аварийную посадку.

- Мне даже немного неудобно было, - признается Сергей. - Все кричали: «Молодец, Серега!», а я ведь собственно ничего и не сделал. Это летчикам надо спасибо говорить за мастерство.

На работе Сергея Сотникова наградили почетной грамотой и небольшой денежной премией.

- Я просто по-человечески счастлив, что никто не погиб, - с улыбкой говорит Сергей. – Буду продолжать следить за порядком на местных авиационных объектах, пока могу двигаться.