Нам не страшен WikiLeaks

На модерации Отложенный

Ах, какой благодатный повод для критики американской демократии дала история со скандальным сайтом WikiLeaks! А уж если кто-то посмел встать на защиту США, солдаты которых погибают не в виртуальных, а реальных военных действиях против международного терроризма, то это вообще никуда не годится. Сплошной цинизм и лицемерие эта американская демократия, как наперебой заявляют президент Медведев, премьер-министр Путин, министр иностранных дел Лавров и далее по списку представители российской элиты. Да и оппозиционно настроенные граждане получили повод поговорить о том, что отныне Запад потерял право их защищать.

Однако для самой России гораздо важнее вопрос, почему российские государственные деятели позволяют себе столь вальяжно и снисходительно рассуждать об устройстве американской демократии. Недавно Виталий Третьяков на лекции в Высшей школе телевидения сравнил американский режим секретности с российским/советским. У нас, по его мнению, секретность осуществляется "старомодно и авторитарно", а у них - "современно и демократически". У нас "прячут секретную иголку в стоге сена и засекречивают все поле с несколькими десятками стогов... В США секретную иголку кидают в гигантскую кучу иголок несекретных и освещают все это прожектором. Поди найди... Но суть одна".

Вот эта суть, на мой взгляд, и требует прояснения. В США режим государственной секретности традиционно распространяется на документы ведомств, обеспечивающих национальную безопасность страны. Расширению и укреплению секретности заметно способствовали сначала холодная война, а затем теракты 11 сентября 2001 года. В самих США есть масса критиков не только злоупотреблений секретностью, но и неограниченных полномочий президента во внешней политике. Однако и самые жесткие оппоненты соглашаются с необходимостью определенной закрытости в этой сфере, чтобы не навредить военным действиям или процессу переговоров. К тому же там действует правило регулярного рассекречивания государственных документов, а полномочия президента, как известно, ограничены сроком в 8 лет.

Не следует забывать и о роли свободной прессы, благодаря которой многие государственные тайны становятся известными широкой публике до их официального рассекречивания. Так было с секретами американской военной кампании во Вьетнаме, ставшими известными в результате операции по обнародованию "бумаг Пентагона" в 1971 году. То же самое произошло и с документами WikiLeaks. Что касается России, то здесь подтвердился давно известный факт: американские дипломаты составляют свои заключения, главным образом мониторя местную прессу разных направлений.

В России же и сегодня секретные документы Министерства иностранных дел и Службы внешней разведки по старинке перевозятся дипкурьерами.

Отсутствует и практика их регулярного рассекречивания: даже документы 70-летней давности независимым историкам получить невозможно.

Однако российский режим секретности распространяется не только на внешнеполитические ведомства, но и на все федеральные органы властной "вертикали". Продолжается практика сталинских времен, когда абсолютная секретность была возведена в основной принцип действия власти внутри страны, когда вся переписка партийных и государственных органов сверху вниз и снизу вверх была засекречена и отправлялась адресатам через фельдъегерский корпус ОГПУ/НКВД/МВД. Фельдсвязь охватывала все регионы страны вплоть до самых отдаленных ее уголков. Срочные телеграммы посылались шифром. Власть действовала как внешняя администрация на глубоко враждебной ей территории. Только во время августовского путча 1991 года в газетах появились образцы шифрованных телеграмм, рассылавшихся из Секретариата ЦК в местные партийные органы.

Сегодня на смену фельдъегерскому корпусу ОГПУ/НКВД/МВД пришла Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации. Если в советское время мало кто из непосвященных вообще знал о фельдъегерском корпусе, то сегодня у службы есть свой сайт. Каждый может зайти на него и прочитать, что в задачи фельдъегерской службы входит доставка отправлений особой важности (в советское время так назывались секретные документы под грифом "особая папка". - И.П.), секретной и совершенно секретной корреспонденции "Президента, федеральных органов государственной власти, органов прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации... членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы... Минобороны России, органов... внутренних войск МВД... территориальных органов ФСБ...".

Как и в советское время, реальная государственная политика в стране и сегодня проводится втайне не только от потенциального внешнего врага, но и от собственного народа. Публичным становится то, чему разрешается выйти на поверхность. Федеральные органы власти могут иметь сверхмодернизированные сайты, но кто кроме авторов документов и исполнителей, которым эти документы адресованы, знает о том, что содержится в секретной и строго секретной корреспонденции, ежедневно перевозимой по стране фельдъегерской службой?

Именно такой старомодный режим секретности дает российским официальным лицам абсолютную уверенность в том, что их секретные документы никогда не попадут в Интернет. Поэтому они и позволяют себе посмеиваться над простодушными американцами. Поэтому и разрешают "болтать" своим оппонентам внутри страны, создавая эффект демократии, как на Западе. Поэтому и планируют все новые разводки и провокации для укрепления своей власти.