Украина. Изменение налогового законодательства не решит проблемы
Столько откровенного вранья в сторону предпринимателей, как за последние 2-3 недели, я никогда еще не слышал. В чем только их не обвиняют: и пенсии из-за них маленькие, и зарплаты учителей с медиками, и в бюджет они ничего не платят, и деньги через них обналичивают. Даже термин один деятель придумал – «Внутренний оффшор». А Бродский, со «слезами на глазах» и вовсе разжалобил страну, заявив, что торгаши не хотят пенсионерам лишних 200 гривен дать, а миллионами ворочают. И вообще, если их всех позакрывать, мы уверенно пойдем по дороге в светлое будущее и построим коммунизм за одну пятилетку. Но действительно ли все беды — из-за предпринимателей?
Для начала давайте вернемся к историческим событиям 12-ти летней давности, когда впервые и появился этот самый единый налог. 1998-й год, дефолт в России, курс гривны упал вдвое, соответственно, товары и продукты сразу же подорожали, росла безработица. С учетом того, что и предыдущие годы были страшно тяжелыми, нас ждала социальная катастрофа. В правительстве осознали, что такую армию безработных страна не прокормит. Официально в центрах занятости появились курсы предпринимателей, когда людям предлагали вместо того, чтобы становиться в очередь за пособием по безработице, открыть свое дело и платить налоги по упрощенной системе. Двести гривен было не такой уж и маленькой суммой — $100 (450-500 гривен) в то время считалось нормальной зарплатой (клянусь, такое было и на эти деньги можно было прожить), но безработных уверяли, что работать с налогом в 200 гривен будет рентабельно. Подсчитайте сами — 200 гривен от 450 это чуть больше 45%. Другими словами, тогда предприниматель приносил бюджету денег не меньше, чем госслужащий. Главное преимущество — простое налогообложение, с которым мог справиться даже человек с 8-ю классами образования. С этих самых 200-та гривен и шли деньги в пенсионный и другие фонды. То есть, предприниматель не только не сидел на шее у бюджета, но и приносил в него какой-никакой, но доход.
Понятное дело, что «бизнес-план» большинства предпринимателей был примитивным — купить дешевле и продать дороже. Но предложить работу на производстве государство было не в состоянии — напомню, что большинство заводов перестало работать еще в начале 90-х и виноваты в этом совсем не торгаши. Фактически, по логике авторов и идеологов единого налога, у государства оставался запас по времени, чтобы создать эти самые рабочие места и переманить людей с рынков назад на производство и связанную с ним работу (дизайн, разработка). Увы, не сложилось. Страна увлеклась продажей и перепродажей природных ресурсов, а что-либо создавать никто не хотел. Именно в этот момент, я считаю, и произошла стратегическая ошибка на высшем уровне. Кучма на тот момент (примерно к 2002-му-2003-му году) деградировал. Запас природных ресурсов (в том числе и дешевого российского газа), позволял стране получать значительные валютные поступления, ничего не производя. Валюта вывозилась за рубеж, на нее покупались товары, которые затем продавались на рынках и в магазинах — импортным стало все. Тогда мы и превратились в страну торгашей.
Ющенко, начиная с 2005-го, просто добил страну. Нас в буквальном смысле развратили кредитами. Я считаю, что называть себя экономистом этот человек, после того, что он сделал с государством, просто не имеет права. Потому что кредиты не тратились на организацию производства и торговых мест, технологии, модернизацию оборудования, а тупо уходили на оплату импортных товаров. На торговле и сопутствующим ей услугам (та же бухгалтерия, реклама, юриспуденция и так далее) и зарабатывались огромные барыши. Чем все закончилось, мы помним по 2008-му году.
Впрочем, вернемся к единому налогу.
За 12 лет цены выросли в 10-15 раз, а зарплата бюджетника, например, учителя — в 5 раз до 2,5 тыс. грн. (понимая это, хочется сказать — Данилыч, прости). Естественно, что для достижения паритета должен вырасти и размер единого налога. В те же самые 5 раз или до 1000 или, даже, до 1,5 тыс. гривен, чтобы предприниматель приносил бюджету деньги не меньше учителя. И это нормально — возмущаться тут нечему.
Но у медали есть вторая сторона. И тут, просто повысив ставки налогов, власть поступила опрометчиво. Я всегда говорил, говорю и буду говорить, что НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ ТОЛЬКО ОДИН ПАРАМЕТР!!! Тут стоит сделать небольшое «лирическое» отступление. Чтобы было понятнее причину конфликта, привожу расчет доходов-расходов одного из предпринимателей, торгующего на базаре. Аналогичные цифры мне показали и другие спдэшники,
Выторг — 11373; Вложение в товар — 6473; Аренда контейнера — 2015; Патент — 100; Пенсионный фонд — 325.
Итого, чистый доход равняется — 2485 гривен. Или на уровне того же школьного учителя. Отмечу, что это не худший предприниматель: до кризиса он приносил домой и по 300, и по 500, и по 1000 грн. в день. Сейчас же, около 30 грн. «чистыми». А при повышении налогов до 1000 грн. в месяц (600 грн. + 325 грн. ПФ), заработок останется на уровне 2 тыс. грн. Больше заработать можно, но за счет оборота. Но его не повышают в несколько раз, а сокращают. Налоговая лютует, а с принятием кодекса, получит еще больше прав. Отчетность же так собираются усложнить, что даже непонятно с какой стороны к ней подойти. Это уже не бизнес и нужно закрываться, как это и делают многие предприниматели.
Но куда идти? Столько таксистов стране точно не нужно. Производство, как я уже и писал выше, в стране не появилось. Сельское хозяйство? Может быть. Но сейчас почти зима. Остается становиться на биржу труда. Но государству от этого явно не станет легче. Тупик.
Чуть лучше дела у тех, кто работает с юрлицами, например, возит товары с базы в магазин. Но у них с принятием кодекса появится другая проблема — юрлицо обязали рассчитывать за услуги из прибыли. Не буду объяснять тонкости бухгалтерии, но цена услуги при этом вырастает примерно на 25%. И это налог не из зарплаты предпринимателя, а налог с оборота. А еще и те самые 600+325 гривен в независимости от дохода нужно отдать. Перевожу проблему в реальные цифры. Выручка от продажи услуг у моего знакомого предпринимателя-перевозчика продуктов составляет порядка 25 тыс. грн. в месяц. Из них по кредиту за грузовик он отдает 10 тыс., на топливо уходит 5 тыс. и еще 2 тыс. на допрасходы. Сейчас заработок в 8 тыс. — вроде бы ничего. Но с принятием кодекса от 25 тысяч нужно будет отдать государству 6 тыс. А жить на что?
Про сокращение видов деятельности я и вовсе молчу. Чем провинились бухгалтера, например? Предпринимателям в такой ситуации остается только идти на майдан. Просто нет другого выхода. Если кодекс в таком виде подпишут, у нас появится даже не армия, а легион из миллиона безработных. И напрасно те, кто сейчас работает на крупных предприятиях, считают, что их это не коснется. Зарплаты на рынке труда из-за роста конкуренции однозначно упадут, а конкуренция за каждую вакансию вырастет в несколько раз. И не факт, что работодатель предпочтет взять на работу вас, а не бывшего чпэшника…
Единственный способ избежать социального взрыва — Президент должен вернуть в парламент кодекс с одним главным предложением. От единого налога нужно отказываться, потому как в нынешнем виде — это путь в никуда. Но не сразу. Реформы нужно проводить в течении нескольких лет, благо, время на это у Президента есть — как раз до 2015-го года.
Комментарии
На сегодняшний день выйти из бизнеса предпринимателю стоит 1000 баксов,
при официальной стоимости 17 гр.
Очередь на 2-3 месяца вперед. Предприниматели массово закрывают свой бизнес,
и уходят в \"тень\". Налоговой даны полномочия без суда арестовывать имущество предприятий,
таким образом превращая в карательный орган.
Далее, куда идти людям работать,
может на государственные заводы?
Так ( к примеру) одесский завод Биостимулятор уже 2 месяца не работает,
люди зарплату не получают.
Государство создает искусственный коллапс экономики.