Передача РПЦ калининградских кирх \"глубоко ошибочна\"

На модерации Отложенный

В последние дни из российских и зарубежных средств массовой информации стало известно, что Калининградская областная дума приняла во втором чтении законопроект о передаче пятнадцати «зданий религиозного назначения» в собственность Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Законопроект готовился, по законам технологий лоббирования, в тайне. Без малейшего намёка не только на сколько-нибудь широкое обсуждение, но даже без консультаций с заинтересованными сторонами – российскими христианскими религиозными организациями, не принадлежащими к РПЦ МП.

Имея в виду историю Восточной Пруссии, ставшей в послевоенные годы Калининградской областью, едва ли можно надеяться найти на этих землях хотя бы одну православную церковь довоенной постройки. Это последнее обстоятельство делает решение Областной думы особенно спорным и влекущим за собой множество легко предсказуемых недоразумений. Такая безответственность в принятии решений, бесспорно, достойна сожаления.

Однако то обстоятельство, что среди этих пятнадцати зданий числится также бывшая католическая церковь Святого Семейства, занимаемая ныне Областной филармонией, о передаче которой вот уже почти двадцать лет безуспешно ходатайствует одноименная католическая приходская община, побуждает меня возвысить свой голос в защиту законных интересов и достоинства своей калининградской паствы.

Как известно, после вхождения в состав СССР, территория бывшей Восточной Пруссии была почти полностью покинута своим прежним населением и заселялась переселенцами из разных регионов необъятной страны-победителя.

Среди послевоенных переселенцев было также немало выходцев из регионов Советского Союза, традиционно населённых католиками. Они, как и другие их сограждане, откликнувшиеся на призыв принять участие в восстановление разорённого войной края, представляли народ-победитель, вступивший в обладание территорией бывшей Восточной Пруссии на основании известных международных соглашений.

Они, как и все другие послевоенные переселенцы, своим трудом восстановили разрушенное хозяйство края и десятилетиями приумножали его богатство и процветание. Среди них немало ветеранов войны и труда. Это необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о дальнейшей судьбе «прусского наследия». В том числе и «религиозного назначения».

Как могло получиться, что бывшие переселенцы, исповедующие католичество, всю свою жизнь положившие на благо своей новой «малой родины», и их потомки – стали теперь в глазах деятелей из Калининградской областной думы гражданами второго сорта, чьими законными, гарантированными Конституцией Российской Федерации, интересами можно с такой лёгкостью пренебречь?

Я убеждён, что готовящееся к принятию решение – хотя бы в силу своей вопиющей несправедливости – глубоко ошибочно и должно быть пересмотрено с учётом интересов всех христианских религиозных общин, представленных в крае.



Прискорбно констатировать, что весьма уклончивая позиция Калининградской епархии РПЦ МП в данном вопросе наносит существенный вред межцерковным отношениям, небезуспешно, хотя и с немалым трудом, налаживаемым в последние годы.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф 7, 12). Не ошибётся тот, кто последует этому совету Спасителя. Альтернативой ему будет лишь упоминаемая Владимиром Соловьевым этическая логика «готтентотов»: «Я украл корову – хорошо, у меня украли корову – плохо». Да не будет это сказано про нас!

И ещё об одном печальном обстоятельстве я не могу здесь не упомянуть:

Многие и многие из комментариев и отзывов, сопровождающих обсуждение в СМИ вопроса о передаче церковных зданий в собственность РПЦ МП в Калининградской области, свидетельствуют о том, что семена клеветы, недоверия, ксенофобии и псевдопатриотической мифологии, щедро сеявшиеся некоторыми светскими и околоцерковными СМИ в 90-е годы – дали свои ядовитые всходы. Русская пословица гласит: «Репьями осеешься – не жито и взойдёт». Действительно, очень многие из упомянутых комментариев содержат явственные признаки «разжигания национальной и религиозной розни» и наносят существенный вред народному единству России – великого и многонационального государства. Любая страна сильна не столько амбициями своих «идеологов» (как мирских, так и клерикальных) и их претензиями на исключительность, сколько атмосферой мира, доверия, согласия и взаимной ответственности, царящей среди её граждан. Только это поле способно приносить благие плоды.

Вместе с тем, мне не хочется расставаться с надеждой, что те, кому Богом и российским народом вверено соблюдение основ законности и справедливости: государственные и церковные мужи, найдут силы и возможности для устранения чреватой своими возможными последствиями ситуации, возникшей в Калининградской области. По вине нескольких ретивых не по разуму, но не слишком мудрых и образованных деятелей, а также тех, кто их подначивал к безрассудству или поощрял своим молчанием.

Со своей стороны мы также будем принуждаемы, исходя из обстоятельств, отстаивать законные интересы и гражданское достоинство католиков Калининградской области всеми средствами, предоставляемыми нам международными правовыми актами, Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.

С надеждой на благоразумное и справедливое разрешение возникшего недоразумения

Митрополит Архиепархии

Божией Матери в Москве + Архиепископ Павел Пецци