Страна Назарбаева-плюсы и минусы в XXI веке. Часть II
Назарбаев диктует блестящее будущее для Казахстана
Продолжение.
\'Крестный тесть\'
\"Цивилизованный мир отвернется от Вас, г-н президент\", в то время-посол Казахстана в Австрии вопил в телефон прежде, чем бросить трубку. Это было 23 мая 2007 года и человеком говорившим по телефону в Вене был Рахат Алиев, зять Назарбаева и отщепенец его семьи.
Алиев - бывший заместитель министра иностранных дел, заместитель директора спецслужб и совладелец того, что было однажды седьмым по величине банком Казахстана - перестал пользоваться доверием Президента. Назарбаев обвинил его в том, что он был вовлеченным в два похищения и отправил его в Европу, где Алиев объявил в мае 2007 года о том, что намеревается выступить против Назарбаева на президентских выборах 2012 года.
Это было невероятным оскорблением и теперь по телефону Алиев даже раскритиковал Назарбаева за то, что тот протолкнул новую конституцию, которая дала ему право остаться во власти пожизненно. \"В тот день\", говорит Алиев, \"все надежды на демократическое развитие нашей страны были надолго разбиты\".
Затем, 18 дней спустя после телефонной беседы, из Казахстана прибыл факс с копией решения суда, объявляющего брак Алиева с дочерью Назарбаева Даригой не имеющим законной силы. В эти дни Алиев живет в изгнании и скрылся, потому что он боится, что казахские разведчики попытаются похитить его. Из своего укрытия он ведет пропагандистскую войну против Назарбаева, которого он называет \"темным деспотом\".
В своей книге \"Крестный тесть\" он утверждает, что его бывший тесть ведет двойную жизнь и что в дополнение к своим трем дочерям у него были другие дети от молодой стюардессы и модели. Он далее утверждает, что Назарбаев является владельцем 5000 исключительно дорогих часов, что инициатива по переносу столицы в предварительно запланированный город Астану была профинансировано \"миллиардами и миллиардами украденных у народа\" и что он присвоил огромные взятки за нефтяные концессии - в основном от американцев.
Состояние семьи
Конечно, все эти обвинения могут быть ничем иным как кампанией мести, организуемой тем, кто оказался у разбитого корыта. Но факт остается фактом, что семья Назарбаева не пользуется дома в большей части хорошей репутацией.
Бывшая жена Алиева, Дарига, старшая дочь Назарбаева, имеет докторскую степень по политологии, владеет акциями в крупном банке и, на протяжении многих лет, железной хваткой контролировала ключевые информационные агентства по всей стране. Она теперь по сообщениям продала свои акции большой телевизионной сети Хабар и перевела вырученые средства за границу.
Вторая дочь Назарбаева, Динара, является деловой женщиной. Деловой журнал США «Форбс» оценивает ее состояние в 1,1 миллиардов долларов. В этом году она купила виллу на озере Женева за рекордную сумму в 50 миллионов евро.
Младшая дочь, Алия, адвокат по образованию, также хорошо зарабатывает. В настоящее время, являясь видной деловой женщиной, она возглавляет ряд компаний и консультативный совет крупнейшей казахской компании по недвижимости. Ей также принадлежат оздоровительный центр, ресторан и ночной клуб в Алма-Ате.
Вместе взятый, как оценивает российский журнал The New Times, клан Назарбаева набил в свои карманы около 7 миллиардов долларов.
Беспокойство в отношении передачи власти
То, что президентская семья не брезгует когда дело доходит до делания денег, может быть замечено по примеру другого зятя Назарбаева, Тимура Кулибаева.
Кулибаев, который женат на Динаре, является заместителем руководителя влиятельного казахского индустриального государственного холдинга. Однажды, три оппозиционные газеты обвинили его в том, что он брал миллионы в виде взяток от китайской компании. Но после спешно полученного судебного запрета, тиражи всех этих трех газет были быстро конфискованы и уничтожены.
Однако, факт того, что правящий клан демонстрирует специальный творческий потенциал в своих коммерческих делах, как кажется, не особенно беспокоит рядовых казахов. Вместо этого то, чем они в действительности обеспокоены, как кажется, связано с \"биологической\" проблемой, как выражается Косанов. Пройдет не так уж и много времени, когда необходимо будет решать вопрос о передаче власти. И кого, задаются вопросом казахи, Назарбаев выберет для того, чтобы усадить в президентский дворец после него?
Многие казахи убеждены в том, что решение будет принято в кругу семьи. Некоторые полагают, что муж Динары, Кулибаев, возьмет узды в свои руки. Другие думают, что им будет Айсултан Назарбаев, 20-летний любимый внук казахского лидера, который только что закончил британское Военное училище сухопутных войск. Однако, Айсултан также является сыном опозоренного Рахата Алиева, \"Общественного врага № 1\" Казахстана, которого Назарбаев заочно приговорил к 40 годам заключения.
Страна возможностей
Поезд № 54 из Астаны до китайского города Урумчи едет только один раз в неделю: каждый вторник в 15:05 - и требуется 25 часов, чтобы покрыть 1 200 километров к границе. Вместе с тем, эта долгая поездка представляет собой захватывающее путешествие через казахскую историю. Поезд пыхтит через полуразрушенные деревни, где ржавеют простаивающие трактора, потому что все фермеры сбежали в город, через угольные шахты Караганды, которые скупил индийский миллиардер Лакшми Миттал, мимо остатков Гулага, где волжские немцы работали в качестве рабов после того, как Сталин отправил их сюда и затем вдоль северного берега длиной в 600 километров озера Балхаш, которое, как и Аральское море, рискует высохнуть.
Поезд полон казахов, едущих в Китай для того, чтобы купить вещи или получить медицинское обслуживание в Урумчи, столице автономной уйгурской области Синьцзян.
В нем также есть бизнесмены, которые снуют между этими двумя странами. Один из них 45-летний Думан Халмет. Одетый в брюки для бега трусцой и футболку, Халмет устроился поудобнее в вагоне № 4.
Халмет родился и учился в Китае. Хотя он начинал карьеру как метеоролог, позже он был назначен главным администратором области около Урумчи. Некоторые из его предков были казахами, которые восстали против российских царей и сбежали в Китай. Теперь Халмет пытается запрыгнуть обратно в Казахстан, потому что, как он говорит, \"в стране предоставляются бесчисленные возможности\".
В 2003 году Халмет основал Duman, компанию, которая производит детали для фасадов зданий в Алма-Ате. Затем он перебрался в Астану, где очень быстро построил завод для производства керамических пластин. Ему также принадлежат кафе и бизнес химчистки в казахской столице, и он планирует открыть там также скоро салон здоровья. \"Я нашел ниши, которые не занял никто из казахов\". говорит Халмет. Но, когда он говорит таким образом, он улыбается почти извиняющимся тоном, потому что знает, как глубоко коренится страх перед китайцами в Казахстане.
Страх перед китайской экспансией
В Достыке, пограничном городе у предгорий горной цепи Тянь-Шаня, это беспокойство ощутимо. Здесь на Джунгарских воротах - когда-то являвшихся горным перевалом, из которого наездники Чингисхана пошли штурмом на запад и, сегодня, проходит единственное железнодорожное сообщение между Казахстаном и Китаем - медленно ржавеют полузахороненные танки. Они являются реликвиями кровавых боев, которые Советы вели против китайцев здесь в 1969 году.
Достык означает \"дружба\". Небольшой город является ключевым торговым центром для китайских и казахских товаров. Каждый год 15 миллионов тонн товаров перебрасываются здесь с китайских поездов, бегущих по колеям стандартного калибра на другие железнодорожные вагоны, приспособленные для колеи более широкого размера Казахстана. Казахская нефть и металл направляются на восток, в то время как китайское строительное оборрудование и трубопроводные материалы устремляются на запад. Вместе с тем, граница здесь остается хорошо охраняемой.
41-летний Ерлан Шакиянов, энергичный мэр Достыка признает, что он слышал, как президент Назарбаев говорил в благоприятном духе о китайском предложении арендовать один миллион гектаров (2 470 000 акров) неосвоенных казахских земель для того, чтобы на них растить сою и рапс. Он также слышал и отрицательные ответы - потому что это означало бы, что 5 миллионов китайцев присоединятся к 500 тыс. уже проживающим в Казахстане.
\"Я всегда говорю: Дайте им землю; мы казахи не можем обработать ее и конечно так дешево, как это делают они\", говорит Шакиянов. \"Вдобавок ко всему, мы не будем в состоянии сопротивляться давлению китайцев. Достаточно скоро они уже не будут в состоянии накормить своих собственных людей, вследствие чего они будут угрожать открыть границу, если мы не отдадим им что-либо из нашей земли. Является ли это трагичным? Нет\". Царь Александр II также продал Аляску Соединенным Штатам, добавляет он.
Каждые несколько дней Шакиянов пересекает границу. В китайском селении с другой стороны границы проживает почти в четыре раза больше людей, чем в Достыке. \"Они умнее, чем мы\", говорит он со смехом. \"Мы недавно продали одну из наших стальных фабрик. Они демонтировали ее, перевезли и повторно собрали в Китае. Это дало нам 5 000 безработных, а они получили весь бизнес. Теперь мы покупаем от них стальные продукты, которые мы имели обыкновение производить самостоятельно\".
Действительность и слухи
Китайцы инвестировали 9 миллиардов долларов в Казахстан. Китайские компании теперь выкачивают более одной четверти из всей нефти, добытой из казахской земли, которая одна обеспечивает им 3 миллиарда долларов в виде ежегодной прибыли. Но если Вы хотите прочитать о казахских рабочих, неоднократно бастующих с тем, чтобы выразить протесты против низкой заработной платы своим китайским боссам, то единственное место, в котором Вы найдете упоминание об этом связано с оппозиционными газетами.
Пекин также финансирует строительство трубопровода для того, чтобы позволить Казахстану впервые экспортировать природный газ из своих западных месторождений в Китай. Кроме того, более 50 тыс. человек работают на строительстве шоссе, которое соединит Китай с Европой. 2787 километров шоссе по казахской территории, как намечается, будут закончены через три года, говорит Шакиянов.
Многие казахи не разделяют почти фаталистический подход мэра. Наоборот они боятся наступления со стороны своего соседа. Для них большим вопросом является не то, придут ли китайцы, а когда это случится. \"Будет огромной ошибкой полагать, что Астана смогла бы удовлетворить Пекин природными ресурсами\", говорит китайский эксперт Мурат Ауэзов. \"Китайцы нуждаются в новых областях для селений, которые они найдут с наибольшей готовностью среди пустых степей Казахстана. И, здесь, они также получат доступ к Каспийскому морю и Ирану\".
По мнению железнодорожного рабочего в Достыке везде, где бы Вы ни находились в Казахстане - будь то в Астане, Достыке или Алма-Ате - люди скажут одно и то же: \"Если Вы хотите покинуть страну, учите английский язык; если Вы хотите остаться, учите китайский язык\".
Несколько лет назад были также истории о планах русских и китайцев разделить Казахстан между собой. Конечно, это был лишь только необоснованный слух, но все еще есть достаточно много людей в Казахстане, которые верят этому так или иначе. Они являются теми же самыми людьми, которые не разделяют мечту Назарбаева о преобразовании Казахстана в снежного барса Центральной Азии.
Комментарии