Медведев будет вести переговоры о газе с позиции силы

Еще не так давно Россия, а точнее государственная газовая компания \"Газпром\" готова была покупать туркменский газ в любых количествах и платить за него по самой дорогой цене.

Но это было до того, как мировой экономический кризис нанес свой удар, существенно снизив спрос и цены на природный газ. Теперь, когда российский президент Дмитрий Медведев приедет в гости в Ашхабад (а приедет он туда 21 октября с двухдневным визитом), все переговоры о поставках природного газа и ценах на него он будет вести с позиции силы.

Директор программы изучения газового рынка Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) Джонатан Стерн (Jonathan Stern) объясняет, что проблема сейчас встала с ног на голову: у России есть контракты на газ, который ей в действительности не нужен. \"Их проблема в том, что они подписали соглашения со странами Центральной Азии, которые, вполне возможно, понадобятся им в будущем\".

Но в настоящий момент, отмечает Стерн, \"когда на рынке налицо избыток газа, а спрос еще не восстановился, им весь этот объем не нужен\".

То да, то нет

Когда Медведев посещал Ашхабад в последний раз, а было это в декабре 2009 года, отношения между Туркменистаном и Россией существенно ухудшились. Это было вызвано в основном снижением газовых цен на протяжении двух предыдущих лет.

Когда произошло ценовое падение, России удалось изменить те цены, которые она платила за газ, импортируемый ею из Узбекистана и Казахстана.

Однако Туркменистан, обладающий четвертыми в мире запасами природного газа и 90 процентов своих экспортных объемов отправляющий в Россию, продолжал настаивать на сохранении \"европейских цен\".

В апреле 2009 года отключение газа вызвало взрыв на главном экспортном трубопроводе Туркменистана, и Ашхабад обвинил в этом Россию. Каждый месяц простоя трубопровода обошелся Туркменистану примерно в 1 миллиард долларов.

По словам Стерна, трубопровод не работал в течение восьми месяцев, с апреля по декабрь 2009 года. Вот тогда Туркменистан и понял, что ему надо искать другие рынки сбыта, за пределами России.

К декабрю, когда Медведев приехал с визитом в туркменскую столицу, Ашхабад укрепил свои позиции, начав действия по диверсификации поставок и снижению своей зависимости от России.

Результатом поездки Медведева стало возобновление туркменских газовых поставок, но лишь в объеме 11 миллиардов кубометров в год. Это только четверть от объема поставок в 40 миллиардов кубометров, который существовал до спора между двумя странами, и гораздо меньше 65 миллиардов кубометров, которые Газпром хотел покупать ежегодно всего несколько лет тому назад. Но туркменские руководители ощутили определенную долю успеха во время визита российского президента, и результатом этого стало их решение \"продавать меньше газа по большей цене\", как говорит Стерн.