Молодое поколение против сноса памятнка Петру Первому
На модерации
Отложенный
Мне кажется эта проблема надуманной. Противники памятника как-то ведут себя непонятно. У меня такое впечатление, что кому-то просто хочется искупаться в лучах славы великого художника. Я думаю, сегодня вряд ли кто-то будет утверждать, что Зураб Константинович Церетели – это бездарь и бесталанный художник. Его дар и талант признают как сторонник, так и противники. Лично я считаю его великим и гениальным художником. Что касается памятнику Петру 1, я предлагаю не торопиться с выводами. У любого произведения искусства судья один – это время. Не зря поэт сказал: «Большое видится на расстояньи…»
Позвольте, я приведу всего лишь одно четверостишье из стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Нобелевская премия». Мне кажется это как раз в тему. Все знают, как его травили, когда он опубликовал роман «Доктор Живаго» и получил престижную премию. Вот, что он тогда написал:
Что же сделал я за пакость? Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой страны своей.
Тоже самое сегодня происходит и с Зурабом Константиновичем. Его монументальными произведениями любуется весь мир. Токио, Бразилия, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Севилья. Художник действительно прославляет нашу страну, несёт в мир наше национальное искусство, нашу культуру, если хотите, наш дух! А мы тут сидим такие умные и рассуждаем: хорошее произведение или плохое сотворил Зураб Церетели. Даже неловко как-то становится.
Кроме того, я бы не хотел, чтобы работы художников оценивали чиновники. А знаете почему? Удивляет, что мы снова забыли уроки истории. В своё время кому-то и Храм Христа Спасителя не понравился. Снесли, потом восстанавливали. Кстати, кто не знает, напомню: Только благодаря титаническому труду и таланту Церетели Храм был восстановлен в кратчайшие сроки и очень качественно. Так вот я об уроках истории. Разве можно сегодня рубить с плеча. В искусстве полно примеров, когда современники не признавали заслуг художников, композиторов, архитекторов, поэтов.
Вот вам примеры: Когда-то и Моцарта упрекали в том, что он пишет какие-то легкомысленные песенки. Многие не поняли и Бродского и Пастернака. А вы знаете, как протестовали Парижане против Эйфелевой башни. Между прочим обвинения были те же, что и с памятником Петру – и монстр и ужас, и позор для Парижа. И что? Кто сегодня может представить Париж без этой башни? У нас в школе она даже на ластиках нарисована.
Между прочим, Зураб Константинович боец со стажем.
С юных лет он подвергался несправедливым нападкам. Ещё в 1958 гожу при выпуске из Тбилисской академии его дипломная работа «Песнь о Тбилиси» не была допущена до защиты, хотя и получила горячее одобрение другого великого художника Мартироса Сарьяна. Но молодой художник всё-таки сумел отстоять своё право на защиту диплома. К сожалению, а может быть и к счастью, творческим, незаурядным личностям постоянно приходится бороться за свои произведения. Стереотипы – вещь очень липкая. Не все современники могут понять и принять новое в искусстве.
Взрослые, когда говорят о времени, приводят часто сравнение с хорошим коньяком, который должен иметь длительную выдержку. А я привожу пример с чаем. Иногда утром торопишься в школу, и чай не успевает настояться, пьёшь какой-то подкрашенный кипяток. И другое дело, когда чай хорошенько настоится, тогда и чувствуешь его вкус и аромат. Тогда и начинаешь этот вкус ценить. Всему своё время.
Вот самые ближайшие примеры. Если бы мы доверились «чиновникам-искусствоведам» ( в кавычках, разумеется), то мы сегодня не наслаждались бы с вами песнями «Подмосковные вечера» и «День Победы». Да-да, они тоже когда-то попадали в категорию безвкусных и даже вредных произведений. Вот и делайте выводы. Поэтому ещё раз повторю: давайте не будем сегодня трогать памятник Петру. Время всё расставит по своим местам. Дайте нам, ровесникам памятника, вырасти вместе с ним, повзрослеть и, вот когда мы вырастем, наберёмся ума, помудреем, мы сами решим, что с ним делать. А сегодня пусть стоит. Прошу Вас, господа взрослые, не отбирайте у нас это произведение искусства.
Слово «памятник» произошло от слова память. То есть любой памятник нам о чём-то или о ком-то напоминает. Давайте подойдём к этому вопросу диалектически. Кто считает это безвкусицей, пусть ему памятник напоминает о ней, а кто считает, что это достойное произведение пусть помнит о большом мастере-художнике. Словом, борьба и единство противоположностей. Но только не надо допускать поспешных и суетливых действий. Я уже и не говорю о финансовой стороне этого вопроса. Тут вообще без комментариев.
Я хочу обратиться к художнику. Дорогой Зураб Константинович, я ещё молод, мне всего 14 лет. Но я хочу сказать Вам: громадное Вам спасибо за всё то что Вы сделали для Москвы – и за Поклонку, и за Храм Христа Спасителя, и за Музей современного искусства, и, конечно же, за памятник Петру Первому! Я уверен, что ваше искусство переживёт всех – и Ваших сторонников и противников. А это для художника главнее всего. Дай Бог Вам долгих лет жизни и сил творить дальше!
Комментарии
Оно и видно. По мне так тоже - этот "памятник" - сплошное уродство. Но озвученная сумма на перенос - 1 млрд рублей ! Пущщай стоить. Воронам тоже надо где-то жить. В смысле самым храбрым из них.
Памятник Петру оттеняет соседа - храм РПЦ.
И того ни другого - не должно быть центре города, но это памятники Лужковского периода жизни, когда народ и руководители предприятий прогибались под административным гнётом и вкладывали средства в строительство никому не нужного храма.
Бассейн приносил больше пользы здоровью Москвичей.
Венедикт Ерофеев "Записные книжки" 1970г.
http://www.1tv.ru
И сохранившиеся памятники И.И.Сталину надо восстановить. Лучшего правителя у России все-таки не было.