Кипрская \"прачечная\" будет чище стирать: о российком бизнесе
Никто, пожалуй, с таким вниманием не ждал итогов визита Дмитрия Медведева на Кипр, как российское бизнес-сообщество. Впрочем, наверно, любой человек в России, даже если его познания в торгово-экономических делах не простираются дальше похода на рынок или в гастроном, в курсе, что есть «кипрский оффшор».
Накануне президенты России и Кипра Дмитрий Медведев и Димитрис Христофиас подписали новую редакцию соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако, как пишет «КоммерсантЪ», ожидаемого «закрытия Кипра» не произошло. Больше того, кипрские холдинги с российским капиталом получили защиту от произвольных претензий ФНС России. Правда, утверждает газета, пострадавшие все-таки будут. Но пострадают не сильно и не сейчас: популярная у российских строительных компаний схема оптимизации налогообложения российской недвижимости через кипрские компании закроется, но не ранее 2015 года.
Тем не менее, подписанный договор считается своеобразной победой российского Минфина, который давно указывал на то, что соглашение с Кипром, заключенное еще в 1998 году, позволяет российскому бизнесу слишком экономить на налогах. В новом варианте двустороннего соглашения прописаны возможности информационного обмена между налоговыми службами, а также вписана возможность для налоговиков РФ и Кипра обращаться друг к другу за помощью во взыскании налогов в отношении резидентов РФ и Кипра.
Впрочем, и тут, как утверждает «Ъ», серьезных, судьбоносных изменений не наблюдается. Издание напоминает, что Кипр снял банковскую и профессиональную тайну с информации поправками к своему внутреннему законодательству еще в 2009 году. Тем не менее, поправки об обмене важны, считает партнер PwC Наталья Кузнецова, поскольку устанавливает четкую процедуру получения информации налоговыми органами.
«Утверждается, что запросы должны быть обоснованными - следует указать лицо, в отношении которого проводится проверка или расследование, цели получения информации и основания полагать, что данная информация есть в распоряжении кипрских налоговых властей, - пяснила эксперт газеты. - Запросы наудачу вроде «Интересно, а кто бенефициар у этой компании?» протоколом запрещены».
Интереснее для аналитиков другой пункт соглашения - о возможности налоговых органов двух стран обращаться друг к другу за помощью во взыскании налогов. Впрочем, как отмечают в компании \"Эрнст энд Янг\", он вступает в силу только после принятия Кипром соответствующего внутреннего законодательства, то есть явно не в ближайшее время. Речь здесь идет, пишет «Ъ», о гипотетических случаях, когда кипрская компания, работавшая в России, свернула деятельность, не уплатив налоги. На кипрские холдинги с российскими собственниками, владеющими активами в РФ, новшество не распространится - такие структуры ничего не должны российскому бюджету.
В заключение газета отмечает, что платой Кипру за подписание нового соглашения будущее исключение из так называемого «черного списка Минфина РФ» - перечня офшоров, регистрация в которых не позволяет компаниям перечислять в РФ необлагаемые налогом дивиденды. В настоящее время российские компании не могут инвестировать «в остальной мир» через кипрские холдинги и вынуждены использовать для этого более «затратные» Голландию, Люксембург и Бельгию.
Комментарии