Делягин: для России ВТО - это билет на «Титаник»

На модерации Отложенный

- Насколько на самом деле реально быстрое вступление России в ВТО? Когда, по-Вашему, это на самом деле может произойти?

- Думаю, теперь реально: со стороны Обамы это будет платой за публичный отказ Медведева исполнять обязательства России по поставкам в Иран С-300. Резолюция Совбеза ООН, на которую ссылается Указ, строго говоря, ничего подобного не требовала, - что и вынудило его издание.

Сейчас реальной проблемой является только Евросоюз, но, если США окажут на него давление, уже к выборам в Госдуму в следующем году мы будем по уши в ВТО. Реально вступить уже к маю.

- Зачем в принципе нашей стране ВТО? Зачем РФ так рвется в эту организацию?

- ВТО нужно в двух случаях, ни один из которых не имеет к России отношения. Первый - если страна экспортирует много гражданской высокотехнологичной продукции, второй - если ее нетехнологичный экспорт сдерживается из-за того, что страна не присоединилась к ВТО. Стоит вспомнить, что ограничения на поставки в США стальных труб - любимый пример российских лоббистов ВТО - затронули в свое время 20 стран, из которых 19, то есть все, кроме России, были членами ВТО.

Более того: ограничение китайского импорта, обсуждаемые сейчас в США, по сути дела разрушат основную идею этой организации, - так что наши реформаторы, прорываясь в ВТО, бьются не более чем за билет на «Титаник».

В 2000 году ВТО стало идеей-фикс либералов, потому что им нужно было добиться хоть каких-то результатов, не ведущих к немедленной социальной катастрофе и при этом позволяющих еще раз подчеркнуть свою верность Западу. Это сугубо политическая мотивация, не имеющая отношения к интересам страны.

- Что даст стране, а главное, - ее гражданам вступление в ВТО?

- Вступление в ВТО лишает страну возможность усиливать общий уровень защиты своего рынка. Для нас к этому придется прибегать не только потому, что восстановление экономики и модернизация объективно требуют такой защиты всегда и везде, но и в силу полной открытости нашей экономики сейчас. Страна стоит распахнутой. - а в таком состоянии она, как и дом, долго находиться не может. Тем более в условиях глобальной депрессии, в которых борьба за рынки сбыта ужесточается многократно.

Так что уже скоро выяснится, что сохранение хоть каких-то производств, не говоря об их развитии, требует защиты рынка. ВТО не даст защищать его цивилизованно - при помощи тарифов, и, поскольку экономика является живым организмом с инстинктом самосохранения, защита рынка будет осуществляться нецивилизованными мерами - коррупцией и перемежающимися девальвациями.



Это главное, что даст российским гражданам запихивание нашей страны в ВТО.

- Хорошо ли для нас, к примеру, что сокращается господдержка селу? Учитывая наши условия? Какие ограничения, минусы и плюсы появляются в связи с этим для отечественных производителей и потребителей?

- Безусловно, современная поддержка села крайне неэффективна: достаточно посмотреть на реалии этого года. Но, если страна поддерживает село неэффективно, она сохраняет возможность повысить эффективность этой поддержки. Сокращение же ее более чем вдвое, по сути, лишает Россию возможности самой кормить себя. Естественно, это выгодно для зарубежных производителей продовольствия и российских чиновников, лоббирующих их интересы.

- Чего в стремлении вступить в ВТО больше - политики или экономики? При президенте Путине мы так и не смогли вступить в эту организацию. Сможем ли при президенте Медведеве? И что выиграет от вступления в ВТО Дмитрий Медведев в глазах Запада и России?

- В свое время Министр экономического развития и торговли Греф так и не смог привести сугубо экономические, не идеологические обоснования своего буйного энтузиазма по поводу присоединения России к ВТО.

Хозяйственного смысла в этом сегодня нет - чтобы он возник, Россия сначала должна провести успешную модернизацию (как в свое время сделал Китай), но не факт, что ВТО доживет до ее завершения.

В глазах Запада сторонники присоединения России к ВТО являются «своими парнями». Правда, наши либеральные фундаменталисты сделали все уступки Западу, на которые тот мог всерьез рассчитывать, уже примерно к началу 2005 года, после чего присоединение России к ВТО стало излишним для развитых стран.

Они получили все, что хотели, а присоединение означало бы, что у России как у члена ВТО появятся пусть маленькие, но права. Этого им было не надо - и они блокировали присоединение России к ВТО выдвижением безумных и часто не имеющих к ВТО отношения требований. Но теперь услуга, оказанная Медведевым Обаме за иранский счет, требует оплаты, - и Россию могут пустить в ВТО, как мышь пускают в мышеловку.

Для либеральных фундаменталистов это будет признаком выдающегося успеха российского президента. Запад примет его за «своего» - причем такого, который умеет выторговывать положенное ему.

Однако для России политик, завершивший процесс ее присоединения к ВТО, уже через несколько лет будет восприниматься как предатель национальных интересов, как новая реинкарнация Горбачева. Не желал бы такой судьбы ни прошлому, ни нынешнему президентам.