Кремль скупит Белоруссию?
Российский Сбербанк после долгих переговоров смог добиться наконец от Белоруссии согласия на продажу своего Белпромстройбанка. Решение о его продаже и цене принимал лично президент Александр Лукашенко. Эксперты не сомневаются: БПС нужен Сберу для того, чтобы начать массовую скупку россиянами белорусских предприятий. Случится ли то, на что так долго рассчитывали российские власти?
В конце прошлой недели президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о продаже российскому Сбербанку доселе государственного Белпромстройбанка за 280,7 млн долларов. Reuters тогда сообщило, что русскому покупателю были отданы 835 503 963 акции по цене 0,336 доллара за акцию. В том же документе говорится, что деньги будут зачислены «в государственный целевой бюджетный фонд национального развития». Если убрать из этого заявления бюрократические штампы, становится ясно, что деньги будут потрачены правительством на заделывание прорех в бюджете. Понятно, что вырученной от продажи банка суммы на всё не хватит, а потому в ближайшее время от Минска можно ожидать ещё ряд заявлений о намерении продать тот или иной актив. Другого выхода, по сути, у Лукашенко просто нет.
Капитал БПС - 200 млн долларов, а государству принадлежало свыше 95% этого актива. Напомним, что Сбер вёл переговоры о покупке банка ещё с весны текущего года. Принципиально белорусская сторона была готова продать банк, однако хотела за него ни много ни мало 500 млн долларов. Оценщик, привлечённый Сбером (инвестбанк NM Rothschild & Sons), заявил, что красная цена ему 150 млн долларов. Продали за цену, что называется, ни вашим ни нашим. Впрочем, Белоруссия получит от Сбербанка не только заветные 280 млн. Россияне пообещали Лукашенко до 2014 года открыть кредитную линию шириной в 2 млрд долларов. Кроме того, покупатель расширит уставной фонд Белпромстройбанка на 350 млн долларов. В планах российских инвесторов - увеличить долю Белпромстройбанка на белорусском рынке до 12% уже к 2014 году.
Для России это событие тоже больше, чем просто покупка банка. «Белпромстройбанк - старое и очень хорошее наследие советских времён, - говорит руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. - Этот банк в Белоруссии славится тем, что активно кредитует все основные государственные предприятия. А это значит, что они в какой-то степени от него зависят и, что ещё более важно, у банка есть доступ к их финансовым бумагам. Это позволит в будущем российским инвесторам лучше владеть ситуацией, какая компания сколько в действительности стоит. Спекуляций при покупках будет меньше». По мнению эксперта, покупка ОАО «БПС-Банка» явно свидетельствует о начале скорой распродажи белорусских активов. Такого же мнения придерживается и руководитель белорусского аналитического центра Мизеса Ярослав Романчук, добавляющий также, что «для Лукашенко настало время распродажи, однако проводить он её будет предельно аккуратно и очень дорого». Сейчас ОАО «БПС-Банк» обслуживает 27 тыс. юрлиц и 1,3 млн частных клиентов, а также участвует в 30 программах государственного кредитования. По итогам первой половины нынешнего года банк сумел получить прибыль в размере 13 млн долларов.
Будет Сбербанк также активно сотрудничать с белорусским правительством. Первый такой договор - выпуск на российский рынок государственных белорусских облигаций на сумму до 15 млрд российских рублей. Выпустит он для правительства Белоруссии и евробонды на общую сумму до 2 млрд долларов.
«У Белоруссии пока нет своего лица на рынке внешних заимствований, но мы собираемся начать эту работу в следующем году», - отметил по этому поводу глава российского банка Герман Греф. Пообещал он и сотрудничество с Минском по части привлечения российских кредитов на суммы в 300 млн долларов и 5 млрд российских рублей. А несколько позже появилась также информация о том, что Белоруссия может продать ЛУКОЙЛу нефтеперерабатывающий завод «Нафтан-Полимир». Минску эта сделка может быть выгодна тем, что у компании отныне могут никогда не возникать проблемы со сбытом своей продукции (на российском рынке, разумеется). Кроме того, понятно, что дёшево Лукашенко один из своих крупнейших НПЗ не продаст. Сопровождать сделку, которая состоится, скорее всего, в следующем году, будет белорусское отделение Сбербанка. «В банке поменяется всё: и порядок, и корпоративная культура, и привычный режим работы», - добавил Греф. При этом он пообещал, что чисток персонала проводиться не будет: просто проведут переподготовку работников по российским стандартам.
Интересен Белпромстройбанк ещё и тем, что это четвёртый по величине участник банковского рынка в Белоруссии. А эта страна, вопреки всему, демонстрирует хорошие темпы роста рынка кредитования, а именно этим сейчас и озабочен Сбер. Видать, именно поэтому покупатель уже объявил о намерении провести ребрендинг приобретённого банка. Как пообещал Греф, в названии белорусского отделения банка будут присутствовать все фирменные бренды и логотипы Сбера.
Сейчас главная задача у российских инвесторов - довести свою долю в активе до 100%. «Окончательная доля акций, которую мы планируем приобрести, - 100%. Ниже смысла нет», - говорил ещё до объявления о покупке заместитель председателя правления Сбербанка Илкка Салонен. Впрочем, с этим проблем возникнуть не должно.
И всё же главное, о чём свидетельствует недавняя сделка, - перспективы скорой скупки россиянами белорусских государственных предприятий. Белоруссия уже давно говорит о необходимости привлечения большого числа иностранных инвесторов. И с наступлением кризиса год назад эти разговоры стали звучать всё громче. Если посмотреть на ситуацию со стороны, то именно россияне и выглядят наиболее вероятными покупателями белорусского. Во-первых, россияне уже давно пытались скупать белорусские активы (вспомним, например, про неудавшуюся покупку ряда белорусских молочных заводов компанией «Вимм-Билль-Данн»), однако успехи здесь, прямо скажем, небольшие. Возможно, всему виной как раз недостаток информации. Во-вторых, западные инвесторы идут в Белоруссию с большой неохотой: слишком уж тут сложно работать из-за бюрократических проволочек, непредсказуемого законодательства и сложной системы налогообложения. Россияне работают в схожих условиях у себя на родине, а потому осваивать белорусскую экономику им проще. И наконец, в-третьих, у россиян, несмотря на кризис, по-прежнему остался аппетит к крупным сделкам и свободные деньги для их свершения.
Единственная проблема на пути распродажи - президент Александр Лукашенко. Батька лично принимает все решения о продаже каждого из крупных государственных активов, и зарекомендовал себя он как отличный переговорщик, который, кстати сказать, не чурается и тем, чтобы не сдерживать данные раньше обещания. Так что процесс освоения российским бизнесом белорусской земли будет сложным, постепенным и увлекательным. А мы обязательно будем за ним следить.
Комментарии