Бывший замминистра МВД: важно улучшить качество расследования

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре России самостоятельный Следственный комитет РФ, уже внес в Госдуму проект федерального закона. По возложенным на него полномочиям этот комитет будет напоминать американское Федеральное бюро расследований. Подробнее о том, как работает ФБР, радио \"Вести ФМ\" поговорило с генерал-полковником милиции в отставке, бывшем замминистра Внутренних дел Игорем Зубовым.

\"Вести ФМ\": Игорь Николаевич, добрый вечер. Какая структура у ФБР, и как взаимодействует Бюро с другими органами власти? Стоит ли нам эту схему повторять в России?

Зубов: На мой взгляд, не очень корректно сравнивать ФБР и тот Следственный комитет, который будет создаваться по указу президента. Потому что, безусловно, создание Следственного комитета – это некий шаг вперед, который связан с многолетней уже апробированной моделью развития правоохранительной системы России, которая соответствует именно организации наших правоохранительных органов.

\"Вести ФМ\": А ФБР где-то позади, по-вашему?

Зубов: А ФБР – это вообще другая структура. Это самостоятельный правоохранительный орган, который входит в состав Министерства юстиции США, но при этом подчиняется Генеральному прокурору. Если мы возьмем аналогию с нашим Следственным комитетом, то эту аналогию можно провести только в той части, что ФБР расследует наиболее опасные преступления, которые отнесены к федеральной компетенции. И в этом смысле Следственный комитет, который также будет расследовать наиболее опасные преступления в том виде, в каком планируется, похож на ФБР. Но ФБР при этом имеет оперативно-розыскные функции. То есть имеет полноценных оперативных сотрудников, ведет агентурную работу, проводит оперативно-поисковую работу в информационной среде, в том числе в борьбе с киберпреступностью, обеспечивает полноценную регистрацию и учет всех преступлений, выполняет функцию координации работы многих ведомств в сфере борьбы с терроризмом и охраной Конституции.



\"Вести ФМ\": Игорь Николаевич, вы сказали о том, что ФБР – это независимая структура, Следственный комитет, создаваемый, тоже будет независимой структурой и будет подчиняться напрямую президенту, наверное, аналогия и здесь. Скажите, как вы считаете, в дальнейшем мы будем идти при создании Следственного комитета именно к ФБР, или здесь схема такой быть не может? Будет ли больше функций впоследствии у Следственного комитета, по вашему мнению?

Зубов: Я считаю, что идея создания Следственного комитета правильная, потому что у нас, исходя из нашей ситуации, сегодня важно разорвать оперативно-розыскную, следственную и надзорную функции с тем, чтобы улучшить качество расследования, снизить количество злоупотреблений и проявления коррупции. ФБР не является самостоятельным органом. ФБР – это орган при Министерстве юстиции, но подчиняется при этом Генеральному прокурору. И в этом смысле это совершенно другая структура, в которой имеется система сдержек и противовесов из различных органов. Мы создаем вертикально-интегрированную структуру, которая подчиняется президенту.

\"Вести ФМ\": Игорь Николаевич, вы одобряете эту идею. Не будет ли кадровой проблемы?

Зубов: Я думаю, что кадровой проблемы не будет, потому что на самом деле Следственный комитет в том виде, в котором он есть, это только небольшая часть кадрового состава следственных работников, причем эта часть более высокооплачиваемая. У нас на сегодня при сокращении МВД (вы знаете, 20% сокращается), при том количестве юридических вузов, которые имеются в стране, кадровый резерв достаточно большой. Весь вопрос состоит в том, как мы будем подходить к фильтрации этих кадров, их отбору, как мы будем их обучать и, самое главное – контролировать.