Медиапространство СССР способствовало образованию

На модерации Отложенный

Была когда-то такая страна — Советский Союз. С лучшей в мире системой образования и самым читающим народом. С тех пор, как эта страна расползлась по швам и канула в учебники по истории, сменилось одно поколение.

Вообще-то, образование с его извечно повышенной концентрацией людей «старой школы» (что бы под этим в разное время ни понималось) — достаточно консервативная штука, медленно и неохотно поддающаяся изменениям. Но сейчас (да и уже как минимум десять лет как) даже самый отчаянно оптимистичный патриот назовёт наше образование лучшим разве что в припадке горячечного бреда. Упадок в этой области настолько стремителен, что многие склонны видеть его причиной некие целенаправленные действия по отуплению населения нашей необъятной.

В теорию заговора я, впрочем, не слишком верю. Нововведения типа пресловутого ЕГЭ, насаждения Болонской системы в вузах и даже частичный перевод школьного обучения на коммерческую основу не настолько вредны сами по себе и уж точно не являются причиной развала «лучшего в мире образования». Они гораздо больше похожи на предсмертные судороги умирающего.

Причину, думается мне, следует искать не в том новом, что появилось за эти годы, а в том старом, что окончательно и бесповоротно пропало. Пропало, надо сказать, не по чьей-то злой воле, а просто за компанию с «отжившей своё» идеологией.

Что окружало несколько поколений советских детей? Плакаты, книги, телепередачи — всё тогдашнее «медиапространство» (хоть и не было тогда такого слова) долбило, в общем-то, в одну точку. Высокие достижения советских инженеров, благородный труд советских шахтёров... Вот гордый комбайнёр, держащий в руках колосья свежесобранной пшеницы. Вот члены экипажа «Союза–19», обнимающиеся на орбите с коллегами с «Аполлона–18». Вот добрый и практически всесильный милиционер дядя Стёпа. И всё это — под всем известную мантру «Кем быть?» Владимира Маяковского: „Пусть меня научат! / Все работы хороши, выбирай на вкус!“

Под таким идеалистическим соусом волей-неволей захочешь стать космонавтом, инженером, шофёром, плотником... Приносить пользу обществу, да-да. А чтобы достичь этих благородных целей, как всем известно, нужно учиться. Пусть меня научат! Так рождалось желание учиться — полезный бонус к необходимости ежедневно протирать штаны за партой.

И точно также рождалось желание учить. Ведь учителя тоже на всём этом росли и твёрдо верили, что образование жизненно необходимо.

Хорошо делать своё дело можно только тогда, когда убеждён в его полезности. В этом и была сила советского образования — не в каких-то особых программах обучения, не в гениальных преподавателях, а просто в желании учиться и учить, в заинтересованности в результате этого процесса.

Прошло двадцать лет, не отягощённых пропагандой коммунистических и вообще каких бы то ни было идеалов. В школах всё те же «жи-ши», таблица умножения и пестики с тычинками, в вузах всё так же изучают какую-нибудь там ареальную лингвистику, берут интегралы и препарируют трупы. В этом смысле вообще ничего не поменялось.

Но теперь все — и учащие, и учащиеся — знают страшную правду: чтобы быть успешным человеком, вовсе не обязательно не то что учиться «на пятёрки», но и как будто бы учиться вообще. Все знают, что живыми апофеозами успешности у нас становятся посредством тесных родственных или дружеских связей с власть имущими, да методами, весьма далёкими от всего того, чему учат в школе. Каждому известно, что долгое кропотливое обучение и последующий честный труд — далеко не самый верный и уж точно не самый быстрый способ обрести благополучие. Так зачем, спрашивается, учиться?

Поэтому у обычного российского ребёнка практически не осталось никаких шансов обрести такое желание. Обзавестись им самостоятельно дано лишь единицам, а взрослые (родители, учителя) могут помочь только в том случае, если им самим посчастливилось получить его в детстве и не растерять. Таковых, воспитанных на советском «идеологическом давлении», с каждым годом становится всё меньше.

Почти все ученики и всё больше учителей считают образование пустой тратой времени. Не удивительно, что так оно и выходит на самом деле.

Можно бесконечно, до хрипоты и мордобоя, спорить о плюсах и минусах нововведений в системе образования. С таким же успехом можно рассуждать, давать или не давать средство от кашля умирающему от рака. Если вновь не поднять в массовом сознании ценность образования, не сделать его в глазах обывателя необходимым условием процветания, то любые другие «меры» не будут иметь никакого значения, и говорить о них всерьёз просто глупо.

конец статьи.

от себя -- выбрал данную статью потому, что автор не бросается в крайности, по сравнению с большинством обитателей данного сайта.

До хрипоты можно спорить обо всем. Только все эти споры подобны буре в стакане.