Перед Россией снова замаячил призрак приватизации

На модерации Отложенный

Как известно, нынешнее российское руководство стремится публично дистанцироваться от ошибок ельцинского правления.

Что выражается, в частности, в критике (надо сказать, вполне обоснованной) методов проведения скандальной «прихватизации» середины 1990-х. Однако, как выясняется, за прошедшие 15 лет наши власти, несмотря на все громкие декларации и широковещательные заявления, так и не научились решать проблему бюджетного дефицита, не прибегая к такой крайней мере, как распродажа госсобственности.

О готовности государства поделиться с частным капиталом пакетами крупнейших компаний и банков объявил тот, кому это и положено делать, – министр финансов (то есть человек, отвечающий за латание финансовых дыр в бюджете) Алексей Кудрин. Который, к тому же, никогда не скрывал своего апологетического отношения к либеральному тезису о большей эффективности частнособственнических методов управления по сравнению с государственным администрированием.

«Мы говорим, что 5 лет будем иметь программу приватизации, равную примерно $10 миллиардам дохода от продажи пакетов в год»,— заявил он в интервью агентству Reuters. При этом глава фискального ведомства заверил общественность, что правительство не собирается полностью утрачивать контроль над приватизируемыми предприятиями. Предполагается лишь сокращение участия в их капитале до контрольного пакета. А все «избыточные» пакеты акций будут уже реализовываться в ходе приватизации.

Стоит напомнить, что, согласно основным направлениям бюджетной политики до 2013 года, государство планирует, таким образом, уже в следующем году привлечь 298 млрд рублей. Что при прогнозируемом бюджетном дефиците в 1,81 трлн рублей погоды, увы, не сделает, покрыв лишь 16,4% дефицита. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а стоит ли тогда вообще «городить огород» и так уж спешить расставаться с госсобственностью. Особенно учитывая, что рентабельность банковского сектора в условиях продолжающегося кризиса по-прежнему сравнительно невысока. Так что рассчитывать на максимальную прибыль от реализации пакетов акций госпредприятий в контексте падающего рынка явно не приходится. Однако приватизационный зуд наших чиновников, видимо, заставляет их закрывать глаза на такие «мелочи».

Как стало известно, правительство уже готовится к продаже 10% акций ВТБ. В качестве контрагента выступает американский фонд прямых инвестиций TPG Capital. Предполагается, что эта сделка может быть в «пожарном порядке» оформлена уже до конца года. Причем осуществляться она будет, скорее всего, в обход приватизационного законодательства России специальным постановлением кабинета министров.

Своим отношением к планам правительства делится директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

— Я должен признать, что во всей этой истории есть некоторый позитив. По крайней мере обратите внимание, что никто уже не рассказывает людям бредни о том, что «частный бизнес управляет собственностью лучше, чем государство» и что приватизация является способом повышения эффективности экономики. Слава Богу, этот бред остался в прошлом.

Но на смену ему пришли другие фантасмагории. Теперь, оказывается, приватизация является инструментом пополнения федерального бюджета.

Утверждать такое просто глупо. По двум причинам. Первая заключается в том, что у нас, строго говоря, не существует нехватки денег в федеральном бюджете. Неиспользованные остатки средств на счетах федерального бюджета (пресловутого Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) превышают 4 трлн рублей (4,5 трлн, если не ошибаюсь). Это почти половина годового бюджета страны. Так что, еще раз повторюсь, проблемы с деньгами нет — вероятно, у кого-то есть проблема с головой, но мы сейчас не об этом.

Кроме того, продажа госимущества, приносящего доход, является не способом решения финансовых проблем, а способом их усугубления. Потому что рентабельное госимущество должно приносить доход. Соответственно, этот доход должен поступать в федеральный бюджет, пополняя его. Вместо этого от данного имущества избавляются. Это глупость.

Другое дело, что наше государство фактически не собирает доходов от своего имущества. Одно относительно небольшое предприятие Vietsovpetro дает федеральному бюджету больше доходов, чем все остальное госимущество, вместе взятое. А знаете по какой причине? Вьетнамцы сами не воруют и нашим тоже не дают.

Я считаю так: если даже предположить, что в бюджете есть некоторая нехватка средств, то решение этой проблемы при помощи ограничения коррупции было бы значительное более естественным и понятным, чем посредством очередного раунда приватизации. Более того, значительная часть из тех 4 трлн рублей, о которых я говорил выше, держится нашими властями в тех же американских ценных бумагах. Получается, что мы отдаем деньги федерального бюджета американцам в пользование. Все дружно агитируют за модернизацию, но реальная политика такова, что деньги налогоплательщиков идут на повышение конкурентоспособности не России, а стратегических конкурентов этих самых налогоплательщиков. После чего, по сути дела, за наши же деньги западные корпорации еще и покупают кусочек нашей собственности. Просто замечательно!

Что касается процедуры приватизации Внешторгбанка, то это связано с тем, что у нас есть перечень стратегических предприятий. Я не видел его в последней (сокращенной) редакции. Но ВТБ, действительно, обладает стратегической значимостью и по идее должен в этот перечень входить. Поэтому-то он и должен приватизироваться по отдельной процедуре, когда решение о его приватизации принимает правительство.

Обращает на себя внимание, что представители нашего правительства, видимо, желая успокоить общественность, уверяют, что бывшая госсобственность попадет в надежные руки. Так что от перемены собственника государство не утратит хотя бы опосредованный контроль над этими долями. Получается, что американская компания TPG Capital для наших властей является более близким субъектом экономики, чем какие-либо российские предприятия.

В принципе, в свете политики российского государства такая позиция понятна. Я даже особо не опасаюсь, что в ходе очередного раунда приватизации могут быть злоупотребления со стороны чиновников, использование ими своих связей при перераспределении госсобственности. Потому что я уверен, что все это будет. Те люди, которые будут этим заниматься, в общем, известны, и чего от них ожидать — тоже. И, наверное, не просто так слово «приватизация» является в России синонимом «воровства».