Застраховано лишь 20% пострадавших от засухи посевов

Министр сельского хозяйства Елена Скрынник отчиталась перед парламентом. Отдельные цифры звучали и раньше, но представленные вместе они дают более четкое представление о последствиях засухи. Всего пострадало 38 регионов страны – без малого половина субъектов Российской Федерации, пишет Казах-Зерно.

Подтвержденные потери сельского хозяйства превысили 39 млрд. рублей. Под солнцем сгорело 13 млн. гектаров сельхозкультур. Елена Скрынник сказала, что это 30% посевной площади пострадавших регионов, что, конечно, внушает трепет, страх и ужас. Но относительно всей страны 13 млн. га – это лишь 15-17% посевов (по данным Росстата в 2009 году было засеяно 77,8 млн. га). Потеря каждого шестого гектара далеко не смертельна. И, тем не менее, в России разразилась продовольственная паника. С одной стороны, говорит о крайне низком запасе прочности отечественного сельского хозяйства – впрочем, не открытие. С другой – о провале политики протекционизма. Поскольку необходимость импорта того же мяса есть, но из-за квот сделать это невозможно. В итоге говядина к концу года может подорожать в два раза, если только не будет принято решение о дополнительных поставках.



Проблемы фермеров, как обычно, зальют потоком государственных денег. Всего выделено 35 млрд. рублей, из них 10 млрд. – в виде субсидий. Конечно, поддержка сельского хозяйства в условиях чрезвычайной ситуации необходима. Но и сами фермеры могли бы активнее использовать, например, механизмы страхования. Застраховано было лишь 20% пострадавших посевов! Притом что государство субсидирует сельским хозяйствам половину страхового взноса. Представьте, если бы вам половину стоимости каско возвращали. И вообще, глупо: один прозорливый потратился на страховку, а четверо других нет. Но возмещение убытков получили все. Воспитание безответственности получается.

Елена Скрынник заявила, что России в 2011 году необходимо собрать минимум 80 млн. тонн зерна. С учетом того, что годовое потребление страны составляет 77-78 млн. тонн, получается впритык – лишь бы самим хватило. Опять-таки говорит о том, что государство собирается весь свой интервенционный фонд выбросить на рынок в течение года – до начала уборки следующего урожая. Закрома родины опустеют, и не дай бог повторения ситуации-2010: только по сусекам останется скрести.