Таджикистан на грани продовольственного дефолта
Мировые цены на зерновые продолжают повышаться. Если для состоятельных стран это всего лишь досадная реальность, то для стран менее обеспеченных эта ситуация грозит продовольственным коллапсом, а далее - негативными социальными последствиями.
Так уж получается, что последствия экономического роста достаются наиболее развитым странам, а последствия кризисов делят между собой наименее развитые страны.
За последнее время мировая цена на зерно выросла чуть более чем на 70%. По данным ИА «Казах-Зерно», цены на пшеницу в Таджикистане с мая текущего года поднялись на 100% - с 165 до 330 долларов за тонну.
В Таджикистане хлеб занимает 60-65% в рационе потребления и в структуре инфляции. Отсюда получается, что тридцатипроцентный рост цен на муку и хлеб к концу года неизбежно приведет к 15-17-процентному показателю инфляции, что равносильно катастрофе.
В этой сложной ситуации глава государства призвал жителей Таджикистана запасаться зерном и мукой как минимум на два года.
«Хочу подчеркнуть, что каждая семья должна, прежде всего, обеспечить себя двухгодичным запасом продуктов питания, а затем излишнюю продукцию поставлять на рынок», - сказал Эмомали Рахмон выступая перед населением страны в районе им. Рудаки Халтонской области.
Основным вопросом является немедленное создание резерва продовольственного зерна и муки как минимум из расчета полугодового объема внутреннего потребления. Это поможет государству сгладить последствия мировой засухи и зернового неурожая в этом году, и, возможно, избежать «хлебных бунтов» и роста социальной напряженности.
В итоге, этот призыв звучит примерно так - «Проблемы голодающих, дело рук самих голодающих». Вот таким образом выглядит высшая забота о своих гражданах и продовольственная стратегия страны.
По мнению одного из предпринимателей страны Каюмова Алишера, в стране продовольственный запас находится на нуле и если случится непредвиденное, то половина населения Таджикистана погибнет. А с учетом того, что республика расположена в горах и имеет всего 3% равнинной местности, ожидать можно чего угодно.
Недостаток продовольствия может отбросить эту страну и ее население с древнейшей культурой на самые низкие уровни развития, в условия простейшего выживания и дикости, тем более что Таджикистан находится в эпицентре нестабильности и граничит с государствами, которые долгое время находятся в состоянии внутренних войн и межэтнических конфликтов. Разве миру это нужно?
В итоге, Таджикистан может потерять государственную суверенность, поскольку страна, которая не может обеспечить себя самым необходимым - продовольствием, становится фактически незащищенной перед внешними угрозами и вызовами. Насколько не популярны в мире действия России, запретившей зерновой и мучной экспорт, они оправданы с точки зрения продовольственной безопасности страны и ее суверенитета.
Но даже если закупить зерно для продовольственных запасов, надолго это не спасет. По словам Алишера Каюмова, все дело в том, что в стране нет достаточного количества элеваторов, более того, нет ни одного элеватора, работающего полным циклом.
По словам предпринимателя, зерно в республике хранят прямо под открытым небом, иногда натягивая сверху брезент. Кое-где функционируют складские помещения, не предназначенные для хранения зерна, все это не спасает ни от засоренности, ни от чрезмерной влажности после дождей, ни от перепадов температуры, и в итоге сырье портится в течение месяца.
«Хорошо было бы, если бы чиновники за сравнительно небольшие деньги построили элеваторы, чем тратить крупные суммы на удовлетворение собственных прихотей и строить в горах шикарные особняки. Элеваторы нашему народу очень нужны, особенно если принять во внимание то, что в рационе таджиков хлеб занимает основную часть, почти 80%», - говорит предприниматель.
Бизнесмен из Таджикистана в заключение нашей беседы сделал весьма печальный вывод: если президент не пошутил, то он сознательно обрекает граждан своей страны на пищевые отравления. А выбор на самом деле невелик: либо жители страны сами запасутся зерном и в случае чего им же отравятся, либо попросту умрут с голода, если, не дай Бог, что-то случится, а государственного резерва нет.
За разъяснением по вопросам запасов зерна мы обратились к Начальнику отдела земледелия Минсельхоза Республики Таджикистан Махмади Ормонову. Чиновник уверил, что в стране есть элеваторы с полным циклом хранения, но он не знает, сколько их и где находятся. Относительно государственных запасов продовольственной пшеницы, при возникновении чрезвычайных ситуаций, информацией он не владеет, и с этим вопросом порекомендовал обратиться в Минэкономразвития республики.
Мы позвонили в управление по дальнему зарубежью Минэкономразвития (номер предложил предыдущий собеседник). Разговор состоялся с начальником отдела Рано Набиевой. Она ответила, что этими вопросами должен заниматься Минсельхоз, и очень удивилась, что именно оттуда направили к ним. Вопросы запасов продзерна в их компетенцию не входят, равно как и элеваторное хранение зерна.
Не добившись внятных ответов от ведомств Таджикистана, мы обратились, так сказать, в родные министерства. Вопросы пришлось переформулировать.
Для начала мы решили узнать, как долго могут храниться государственные запасы продовольствия. Для этого связались с отделом материального резерва Министерства по чрезвычайным ситуациям МЧС РК. По словам сотрудника отдела Галины Корейба, большинство продуктов переработки зерновых подлежит хранению на срок не более чем 12 месяцев. И это при идеальных условиях хранения, указанных в ГОСТе № 26791-89 (для справки: настоящий стандарт распространяется на продукты переработки зерна: муку, крупу, хлопья, толокно, пищевые отруби - и устанавливает требования к их упаковке, маркировке, транспортированию и хранению).
А что говорить об условиях, мягко говоря, не идеальных. Муку, например, согласно документу можно хранить 12 месяцев при условии постоянного поддержания относительной влажности на уровне не выше 60%. По словам Галины Андреевны, в Казахстане все делается строго по указанному ГОСТу, и еще не было случаев порчи продуктов зерна.
Теоретически, и зерно, и муку можно сохранить и на более длительный период, так считает эксперт ИА «Казах-Зерно» Иван Филиппович Рыбас.
По его словам, условия правильного хранения предполагают четкий температурный режим, без каких-либо колебаний в пределах 15-16 градусов по Цельсию, также необходимо поддерживать относительную влажность, не более 50%. Вот, например, в Египте при относительной влажности 14-15% запасы зерна и муки без потери свойств могут храниться более 10 лет.
Самое опасное при хранении зерна и муки, по мнению специалистов, - перепад температуры. А как избежать перепадов температуры в домашних условиях? На практике это невозможно.
Ситуация с продовольственным импортом в стране достаточно сложная. Как известно, 90% продовольственного зерна и муки в Таджикистан поступает из Казахстана. Вслед за Россией все чаще звучат мнения, что и Казахстан может вскоре ввести запрет на экспорт.
Если такое случится - это будет катастрофой для таджикского рынка. То, что касается собственного зерна, о котором повсюду трубят, тут нужно вкладывать средства в повышение его качества, чтобы довести до уровня продовольственного.
Помочь Таджикистану можно и нужно, но страны, которые являются продовольственными донорами, заняли эгоистическую позицию. Каждый заботится о себе и своей социальной стабильности. Но в настоящее время, в век глобализации и усиления экономических связей, стабильность нельзя построить в отдельно взятой стране.
В Таджикистане системный кризис. Он касается не только продовольствия, хотя это главный фактор. Если мир не поможет этой маленькой стране и его трудолюбивому населению, он рискует получить еще одну криминальную коррумпированную и взрывоопасную зону, которая будет угрожать стабильности в целом регионе. Пора уже зарубить себе на носу - «мы плывем в одной лодке».
Как ранее сообщало ИА «Казах-Зерно», в январе-июле текущего года во всех категориях хозяйств республики произведено более 718,7 тыс. тонн зерна.
Напомним, в прошлом году в Таджикистане выращен рекордный урожай зерновых - больше миллиона тонн (1 миллион 153 тысячи, без учета сбора кукурузы на зерно, риса).
Власти Таджикистана, испугавшись сложившейся ситуации, ввели запрет на экспорт и даже транзит зерна и картофеля в Афганистан и Узбекистан до весны 2011 года . Тем самым перекрыв кислород бизнесу.
Предприниматели по большей части экспортировали казахстанскую продукцию (в том числе зерно) в Афганистан и Узбекистан. Удобнее всего для отправки в эти направления станция Хайратон, где и проходит основная часть погрузок, однако станция, как говорится, не резиновая и принять часто всех желающих не может. Бизнесмены нашли выход через Таджикистан. Мост Пяндж, что на границе Афганистана и Узбекистана, решал многие проблемы экспортеров. Однако власти Таджикистана распорядились иначе и постановили закрыть перевалочный пункт.
Продовольственные проблемы Таджикистана есть отражение общей отсталости страны в экономическом отношении. Таджикистан относится к числу наиболее бедных стран мира, хотя и имеет немалый экономический потенциал. По основным макроэкономическим показателям Таджикистан отстает от других современных государств Центральной Азии. Но и в советское время по уровню социально-экономического развития он находился на последнем месте среди союзных республик.
Первые годы после получения независимости, в 1991, оказались самыми тяжелыми. Длительная война, связанные с ней разрушения и людские потери, привели к резкому спаду в экономике. Полная и неполная безработица оценивается в 40 %. За чертой бедности находится 60% населения. В сельском хозяйстве занято 67 % рабочей силы, индустрии - 8, сфере услуг - 25.
Но, несмотря на это, Таджикистан имеет в экономическом отношении достаточно высокий потенциал. Основу экономики составляет сельское хозяйство, прежде всего, орошаемое земледелие. Благодаря ирригации возделывается 70% обрабатываемой земли (7% общей площади). Из отраслей земледелия наиболее важная - хлопководство. Экспортируется до 90 % волокна. Главные страны-импортеры - Швейцария, Латвия, Россия.
Таджикистан обладает значительными ресурсами в виде полезных ископаемых и запасов воды для полива и производства электроэнергии. Имеются месторождения золота, серебра, цинка, свинца, редких металлов, полиметаллических руд, урана, драгоценных камней, соли, известняка и др. Есть небольшие запасы энергетического сырья (нефти, природного газа, угля). Таджикистан принадлежит к одной из самых обеспеченных гидроресурсами стран мира (восьмое место по абсолютным запасам, 300 млрд. кВт.ч. в год).
Неспособность руководства страны использовать значительный экономический потенциал республики во благо своего народа, коррумпированность и некомпетентность чиновников являются значительной преградой для дальнейшего развития страны.
В заключение хотелось бы обратиться к нашим читателям. Если вам небезразлична судьба Таджикской Республики, просим вас откликнуться и написать ваше видение ситуации и благополучного из нее выхода. Ваше мнение для нас небезразлично. Мы же в свою очередь продолжим затронутую тему.
Комментарии
Что ж, тогда толерантная многонациональная Росияния ждет голодающих таджикских гастарбайтеров у себя. Обеспечит их работой, жильем, продовольствием и будет способствовать адаптации на новом месте жительства. А то русские - пьянь и бездельники - работать не хотят. А с таджикскими трудолюбивыми мигрантами Росияния сможет встать с колен, провести модернизацию и внедрить инновации. Особенно в сфере нанотехнологий.
Нищета. Ободранные окна без стекол, грязные тряпки вместо штор. А детей много. Они сами выбирают такую жизнь.
Ведь никто не заставляет рожать тех, кого не сможешь прокормить, воспитать и выучить.
Сами обрекают себя и ребятишек на нищету. Безголовых взрослых совсем не жалко. Совсем!