Эпоха толстеющей \"серости\"

На модерации Отложенный

Кризис оказался на руку работодателям. Работающего человека понять можно: когда на горизонте маячит безработица, даже \"серая\" зарплата является благом, лишь бы платили. Поэтому эксперты заговорили о росте зарплат в конверте чуть ли не на следующий день после объявления в России кризиса. Бороться с \"выплатами в конвертах\" только административными мерами неэффективно — работники сами должны отстаивать свои права, полагают специалисты.

В благополучные годы не менее 30–40% своего дохода работающие граждане нашей страны получали \"серыми\", как правило — наличными в конверте. В Росстате приводят данные за 2008 год: скрытая часть оплаты труда составила 27,4% (5,2 триллиона рублей). С прошлого года, как утверждают в агентстве HeadHunter, на \"серые\" схемы подобную схему выплат перешло более половины всех российских предприятий. В 2010 году серых зарплат стало еще больше, говорит директор кадрового агентства Modern Staff Игорь Эйсвальд. Причиной, по его мнению, стал продолжающийся кризис и рост налоговой нагрузки в связи с отменой единого социального налога.

Сейчас, по словам Эйсвальда, работодатель с выданной зарплаты обязан выплатить около 40 %: 13 % подоходного и 26 % социального налогов. Таким образом, говорит эксперт, для большинства отраслей экономики нагрузка на фонд оплаты труда вырастет еще больше, а в 2011 году увеличится на 30–40%.

Хотя объективные данные официальной статистики о распространении серых зарплат в Сибири и стране в целом отсутствуют, наиболее эффективно, по мнению опрошенных Sibnet.ru аналитиков, борьба с выплатами \"в конвертах\" ведется в Кузбассе. В управляющей компании \"Финам Менеджмент\", известной исследованиями экономики региональных рынков, объясняют это спецификой промышленного производства региона. \"Основу экономики составляют крупные промышленные предприятия, где проще контролировать размеры выплат и работодателя, также в ряде отраслей по-прежнему действуют профсоюзы. Играет роль и тот факт, что с большим коллективом работников сложнее договариваться, чем с одним – двумя, как на малом предприятии\", — отмечает эксперт \"Финам\" Александр Осин.

Сложнее всего бороться с серыми зарплатами в секторе малого и среднего бизнеса: там действует не один – два работодателя, а множество небольших фирмочек. Именно такая структура экономики сложилась в Новосибирской области. \"Серые зарплаты широко распространены в сфере обслуживания и торговле, ремонте автомобилей, небольших пищевых предприятиях, дорожно-строительных компаниях, в серую получают риэлторы и работники СМИ. Официальные выплаты могут составлять только 40% от заработка\", — отмечает главный редактор газеты \"Эпиграф\" (специализируется на материалах для малого и среднего бизнеса) Елена Богданова.

Справедливости ради стоит отметить, что до кризиса новосибирские власти искренне пытались бороться с серыми зарплатами.

Руководителей фирм, где \"вбелую\" отражалась лишь \"минималка\", вызывали на совместное заседание трудовой комиссии в мэрию. Корреспондент Sibnet.ru присутствовала на одном из таких заседаний в 2007 году: тогда вызвали директора одного из частных автопарков. \"Зарплата работников — семь тысяч, а не \"минималка\". В чем претензии?\" — так ответил на вопросы чиновников директор предприятия. Ему возразил один из тогдашних вице-мэров: \"Я разговаривал с вашими таксистами. Здоровые молодые мужики, они меньше 20 тысяч домой не приносят\".

Основная трудность, с которой пришлось столкнуться, — сложности создания доказательной базы. \"Работники предприятий, получающие зарплату в конверте, крайне редко обращаются с жалобами, а директора и владельцы фирм утверждают, что его люди готовы работать за столь смешные деньги\", — объясняет президент \"Фонда защиты прав инвесторов\" юрист Евгений Митрофанов.

В борьбу с \"серостью\" включились и налоговики. Они вызывали представителей компаний, выплачивающих оклады меньше среднеотраслевых, и, обещая проверки, требовали обосновать их низкий размер. Но сейчас у работодателей появился мощный аргумент — кризис. \"Спад в экономике для многих помог обосновать нарушения трудового законодательства\", — констатирует Игорь Эйсвальд. К слову, официальной статистики по отказу от белых зарплат в пользу серых за кризисный год нет.

Проблема была бы решена, если бы работники сами пытались отстоять свои права. Но, по данным Государственной инспекции труда в Новосибирской области, заявления о серой зарплате единичны и крайне редко сопровождаются доказательствами. Жаловаться может человек предпенсионного возраста, которому в результате многолетней зарплаты в конверте грозит скудная пенсия. \"Более молодые кадры о пенсии думают редко\", — отмечает Игорь Эйсвальд.

Борьба с серыми зарплатами должна идти снизу, полагают власти: ведь с точки зрения законодательства работники вступают в сговор с администрацией предприятия с целью сокрытия налогов. Это чревато наказанием: статья 198 Уголовного кодекса РФ называется именно \"уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере\". Такое деяние наказывается, в частности, штрафом в размере 100–300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 1 года. Уклонение в особо крупном размере грозит уже штрафом в размере 200–500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Что же считать крупным, а что некрупным? В формулировке закона оценивается не размер зарплаты, а сумма налогов. К примеру, крупная — если за период в пределах трех финансовых лет подряд составила более 100 тысяч рублей либо превышающая 300 тысяч рублей.

Правда, данных об уголовном преследовании хотя бы одного работника на территории Сибирского федерального округа обнаружить не удалось.